Водохозяйственный комплекс Республики Крым является одним из определяющих факторов жизнедеятельности населения, всей социально-экономической, производственной и рекреационной инфраструктуры полуострова.
Республика Крым обеспечена водными ресурсами неравномерно и недостаточно. По запасам местных водных ресурсов Республика Крым считается малообеспеченным регионом.
На территории Республики Крым и г. Севастополя протекает 1657 рек и балок, расположено 1994 пруда, из которых 1898 - на территории Республики Крым, 96 - на территории г. Севастополя, кроме того, в Республике Крым построено 23 водохранилища.
Ранее более 80% потребности региона в воде обеспечивалось за счет днепровской воды, поступающей по Северо-Крымскому каналу. Днепровская вода подавалась для орошения сельскохозяйственных культур, водоснабжения городов Симферополя, Керчи, Феодосии, Судака, Щелкино и сельских населенных пунктов Ленинского района.
В настоящее время подача воды по Северо-Крымскому каналу приостановлена, в связи с чем необходимо решать проблему водообеспечения регионов, водоснабжение которых ранее обеспечивалось днепровской водой по Северо-Крымскому каналу.
Одним из вариантов решения проблемы является транспортировка поверхностных водных ресурсов местного стока по Северо-Крымскому каналу.
Для этого крайне необходимо обеспечить повышение технической надежности и модернизацию элементов водохозяйственного комплекса, насосных станций и гидротехнических сооружений на водохранилищах, а также обеспечить строительство водохранилищ.
Значительная территория Крыма требует защиты от вредного действия вод, связанного с подтоплением сельскохозяйственных земель и сельских населенных пунктов. В зоне возможного подтопления находится более 200 сельских населенных пунктов и 8,5 тыс. га сельхозугодий. Основные причины сложившейся ситуации: неудовлетворительное техническое состояние дренажа и дренажных насосных станций, невыполнение мероприятий по отведению поверхностных стоков, заиление и засорение русел рек.
Серьезную опасность для жизнедеятельности населения могут создавать явления затопления территорий вследствие паводков, причиной которых являются как природные, так и техногенные факторы. Для защиты территорий от указанных явлений, а также защиты водных ресурсов региона от истощения и загрязнения необходимо выполнение комплекса мероприятий. Сооружения инженерной защиты от негативного воздействия вод в основном включают: дамбы обвалования, техническое состояние которых в большинстве случаев оценивается как неудовлетворительное.
На состояние водных объектов негативное действие оказывают также водная эрозия, оползни, абразия берегов, размыв русел рек. Наиболее распространенными проявлениями негативного воздействия вод являются разрушение берегов водных объектов, активно развивающееся в период паводков, и подтопление селитебных территорий.
Наиболее паводкоопасные реки - Бельбек, Альма, Кача, Биюк-Карасу, Бодрак, Салгир, на которых запланировано выполнение берегоукрепительных работ. Для увеличения пропускной способности рек для защиты населенных пунктов от подтопления и создания нормальной мелиоративной и гидрологической обстановки предусмотрены мероприятия по регулированию русел рек Победная, Стальная, Сиваш, Бурульча, Биюк- Карасу, а также рек Ленинского района.
Для обеспечения благоприятных условий жизни населения на территории Республики Крым запланирована реализация мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов.
С этой целью предусмотрено определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и закрепление их на местности.
В настоящее время на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов отсутствуют специальные знаки, необходимые для информирования граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Мероприятия Государственной программы развития водохозяйственного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы (далее - Программа) затрагивают интересы муниципальных образований, населения, проживающего на территориях муниципальных образований, организаций и учреждений различных форм собственности, что требует координации действий исполнительных органов государственной власти Республики Крым, выработки и реализации единой политики в области водного, природоохранного и градостроительного законодательства.
Масштабность и ресурсоемкость задач, направленных на развитие водохозяйственного комплекса, требует скоординированных действий ответственных исполнителей по осуществлению мероприятий проектного и восстановительно-строительного характера с привлечением средств из бюджетов разного уровня.
Дальнейшее функционирование водохозяйственного комплекса без использования программно-целевого метода будет характеризоваться нарастанием тенденции старения основных фондов, снижением уровня безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), увеличением негативного антропогенного воздействия на водные объекты и ухудшением их экологического состояния и при отсутствии обеспечения водными ресурсами населенных пунктов Республики Крым приведет к социально-экономическому ухудшению ситуации в регионе.