Действующий

О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 543


1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы Республики Крым "Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым" на 2015-2017 гг.

Государственная программа Республики Крым "Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым" на 2015-2017 годы (далее - Программа) подготовлена с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Республики Крым на период до 2020 года.

Республика Крым имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая обеспечивает вхождение республики в ведущие транспортные коридоры мира и рынок транзитных перевозок.

Выгодное географическое положение, специфика территориальной организации хозяйства, природные условия способствовали развитию в Республике Крым различных видов транспорта: морского, железнодорожного, автомобильного и воздушного, составляющих единую логистическую систему.

Транспорт является одной из базовых отраслей Республики Крым, обеспечивающей функционирование и жизнедеятельность полуострова. Транспортная отрасль является одной из составляющих инфраструктуры экономики Республики Крым и самым прямым образом влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития Республики Крым в качестве субъекта Российской Федерации. Развитие отрасли направлено на создание условий для улучшения качества жизни населения, проживающего на полуострове, а также привлечения отдыхающих на территорию Республики Крым, таким образом, способствуя развитию рекреационной составляющей полуострова. Основной задачей транспортного комплекса является: обеспечение субъектов хозяйствования, населения и рекреантов (отдыхающих) качественными транспортными услугами.

С 2011 года наблюдается снижение объемов перевезенных грузов: на 8 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, на 11 % в 2012 году по сравнению с 2011 годом. В 2013 году, благодаря увеличению грузовых перевозок автомобильным транспортом на 7% по сравнению с 2012 годом, общий объем грузоперевозок всех видов транспорта увеличился на 4 % в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Наблюдается устойчивое увеличение пассажирооборота в последние годы на 13 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, на 0,1% в 2012 году по сравнению с 2011 годом, на 10 % в 2013 году по сравнению с 2012 годом (всеми видами транспорта, кроме железнодорожного, и в 2013 году морского и электротранспорта).

К сожалению, в последние годы не уделялось должного внимания вопросам модернизации транспортной инфраструктуры. Общими проблемами для всех видов транспорта является высокий уровень износа основных производственных фондов, в первую очередь, подвижного состава, а также недостаточные объемы инвестиций в технико-технологическую модернизацию и развитие данной отрасли.

Основу железнодорожной сети региона составляют отрезки проходящих через него магистралей с двумя основными узлами - Симферополем и Джанкоем. Эксплуатационная длина главных железнодорожных путей составляет 773 км, электрифицированных путей - 691,3 км.

Сеть железных дорог имеет значительное количество участков и станций, мощности которых не отвечают текущим и перспективным потребностям в перевозках, имеют высокую степень изношенности, их технический уровень не соответствует современным требованиям, что значительно сдерживает экономическое и социальное развитие регионов Республики Крым. В наличии большая протяженность неэлектрифицированных и одноколейных направлений. Парк локомотивов и грузовых вагонов также крайне изношен. В связи с этим уровень эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта остается высоким. Медленно осваиваются прогрессивные технологии перевозок.

Протяженность автомобильных дорог, в том числе с твердым покрытием, за период с начала 2000 года увеличивалась незначительно: на 0,6 % до 2005 года, на 0,3% до 2009 года (без изменений в 2010 году) и на 0,4 % в 2011 году (без изменений в 2012 году). В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым составляет 6 266,8 километра, а их плотность - 245,1 километра на 1 тыс. кв. километров. Общая протяженность дорог общего пользования местного значения составляет 8504,7 км. В структуру дорожного комплекса Республики Крым входят 349 мостов и путепроводов общей протяженностью 8 388 погонных метров.

Особенности геологического строения Республики Крым обусловили большое количество оползней, что периодически приводит к разрушению автомобильных дорог и прерыванию сообщения между населенными пунктами. В среднем на 1 км автодороги в пределах Южного берега приходится 1,5 оползня средней протяженностью 150-200 м. В настоящее время зарегистрировано 8 оползневых участков, на которых существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций. Наиболее аварийноопасная ситуация сложилась на участке дороги Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта, трех участках автодороги Ялта - Севастополь, двух участках автодороги Гончарное - Ялта.

Следует отметить, что автомобильные дороги в Республике Крым на 90% находятся в неудовлетворительном состоянии по следующим причинам:

- основное свое развитие дорожная сеть Республики Крым получила в 60-х - 80-х годах прошлого столетия. По причине постоянного недофинансирования государством Украина автодороги (региональные или межмуниципальные) интенсивно эксплуатировались без капитальных ремонтов по пять лет и более межремонтных сроков, что в настоящее время не соответствует требованиям Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- на сегодняшний день значительно увеличивается интенсивность движения, а также активно используются тяжеловесные грузовые перевозки с превышением нормативных параметров, что ведет к сокращению срока эксплуатации дорожного покрытия и его преждевременному разрушению.

Комплексная реконструкция транспортных автомагистралей, а также развитие сети автомобильных дорог Республики Крым даст возможность реализовать транспортный потенциал региона.

Составной частью транспортного комплекса Республики Крым является экологически чистый электротранспорт.

Общая длина троллейбусных маршрутов Республики Крым - 368,2 км. В Республике Крым действует уникальный (не только в стране, но и в Европе) горный троллейбусный маршрут, соединяющий город Симферополь с городами Алушта и Ялта.

Троллейбусные перевозки городского сообщения осуществляются в городах Симферополь, Алушта, Ялта, Керчь.

Показатель протяженности троллейбусных линий (в однопутном вычислении) повышался до 2009 года. С 2009 года вплоть до 2012 года данный показатель сохранялся на уровне 2009 года. Показатель протяженности трамвайных путей (в однопутном вычислении) остается неизменным с середины 90-х годов.

Автомобильный транспорт - одна из значительных составляющих транспортного комплекса региона. Автоперевозчики Республики Крым осуществляют грузовые перевозки (коммерческие и для собственных нужд) и пассажирские перевозки на городских, пригородных и междугородных маршрутах, обеспечивают жизнедеятельность Республики Крым в производственной и непроизводственной сферах.

В структуре пассажирских автобусных перевозок на междугородных и пригородных маршрутах высокий удельный вес автобусов малой и средней вместимости, что не соответствует спросу населения, а также снижает качество и комфортность перевозок, негативно отражается на экологической обстановке, загруженности дорог и автостанций.

Автостанционная сеть Республики Крым постоянно развивается. В настоящее время на территории республики действуют 60 автостанций.

В течение последних лет отмечается постепенный рост объемов перевозок пассажиров, при этом грузовые автомобильные перевозки в республике постепенно сокращаются. В Республике Крым до настоящего времени не сформировались крупные грузовые транспортно-логистические центры, а предоставление услуг в данной сфере осуществляется субъектами хозяйствования малого бизнеса.

Большое экономическое значение имеет выход к морю и морской транспорт. Большая протяженность морского побережья Республики Крым обуславливает развитие судостроения и судоремонта морского транспорта каботажного и международного плавания.

В Республике Крым функционирует 4 морских торговых порта (Евпаторийский, Керченский, Феодосийский, Ялтинский), Керченский морской рыбный порт и Керченская паромная переправа.

Порты связывают полуостров с городами России, Турции, Болгарии, Румынии, Украины, Грузии, а через пролив Босфор и Дарданеллы - со многими странами мира. Порты Республики Крым специализируются на переработке генеральных, навалочных и наливных грузов, суммарный объем которых составляет более 14 млн. тонн в год.

Авиационный транспортный комплекс Республики Крым представлен предприятиями, непосредственно принимающими участие в обеспечении перевозок пассажиров, грузов и оказывающими услуги авиационного транспорта. Основным видом деятельности предприятий является оказание услуг авиакомпаниям по перевозке и обслуживанию пассажиров, почты, грузов, а также по обеспечению прилета, наземного обслуживания и вылета воздушных судов. Также предприятия выполняют все виды авиационных работ, в том числе авиационное обслуживание международных организаций, обслуживание сельского и лесного хозяйства, охрана лесов и тушение пожаров, поисково-спасательные работы, обслуживание буровых установок в море, выполнение экскурсионных полетов, хранение и доставка горюче-смазочных материалов.

Существуют определенные как макроэкономические, так и микроэкономические причины, оказывающие существенное влияние на все отрасли, в том числе и на транспортную. Во времена экономического кризиса 2008-2009 годов наблюдалось ухудшение показателей, в том числе и в транспортной отрасли. Сократилась потребность населения в транспортных услугах как в грузовых перевозках, так и в пассажирских. К 2010 году ситуация улучшилась, поскольку наблюдались положительные тенденции в экономике и рост реальных доходов населения. Вырос грузооборот на железнодорожном, автомобильном и трубопроводном транспорте, пассажирооборот - на автомобильном и на водном транспорте. В 2011 году наблюдался рост грузооборота на железнодорожном, трубопроводном и водном транспорте, пассажирооборот - только электротранспорт и незначительное улучшение показателя на водном транспорте. В 2012 году снизились все виды грузоперевозок. Касательно пассажироперевозок - ухудшение показателей на железнодорожном и автомобильном транспорте. В 2013 году наблюдался процесс ухудшения всех показателей грузоперевозок, кроме перевозок железнодорожным транспортом (практически на уровне 2012 года) и авиационным. Касательно пассажирских перевозок в 2013 году наблюдалось снижение перевозок железнодорожным, трамвайным и морским транспортом. Объем перевалки грузов в морских портах в 2011 году превысил уровень 2009 года на 19 % и составил 14388,4 тыс.т. Однако в 2012 году произошло уменьшение объемов перевалки грузов в морских портах на 13% по сравнению с 2011 годом и фактически показатель снизился до уровня 2010 года. В 2013 году объем обработки грузов снизился практически вдвое по сравнению с 2012 годом и составлял 54,9%. Со второго квартала текущего года значительно сократились объемы перевалки грузов в морских портах в связи с введением международных санкций, распространяющихся на территорию Республики Крым, отсутствием экспортно-импортных и транзитных грузов, программы перераспределения грузопотоков по объемам и номенклатуре между портами Российской Федерации.

Таким образом, стоит отметить, что современное состояние транспортной системы не отвечает потребностям и перспективам развития региона, дефицит пропускной способности существует на всех видах транспорта.

Для развития подотраслей транспорта необходимо создавать благоприятные и привлекательные условия для привлечения частного капитала в виде инвестирования. Необходимо создать высокопроизводительные рабочие места для повышения производительности труда в транспортной отрасли, а также провести реконструкцию имеющихся мощностей, переоснащение рабочих мест, внедрить новые программные комплексы, создать условия для профессионального развития работников, стимулировать руководителей предприятий на переоснащение и модернизацию рабочих мест.