Информационное общество создает новые секторы активного общественно-экономического роста и соответствующие вызовы образовательным институтам. Глобальная тенденция информатизации жизни и образования отмечена во всех ключевых документах социально-экономического развития России. Системные проблемы образования во многом вызваны его отставанием от информационного общества, отставанием внедрения новых технологий. Особенно остро это проявляется в сельской местности, где шансы на развитие школьной инфраструктуры резко уменьшаются в связи с отдаленностью от центров. Однако новые технологии все активнее влияют на изменение образовательной среды. Визуализация, виртуальная реальность, облачные вычисления, искусственный интеллект, робототехника, наноинженерия, интернет людей и интернет вещей, и многие другие современные явления уже сегодня радикально и стремительно меняют вид и структуру образования, а также системные требования к образовательной среде. Цифровые технологии образуют новую социализацию и новые неравенства. Резко развиваются социальные сети, виртуальное общение и контакты, важнейшими особенностями которых стали скорость и независимость от географического местоположения, языковых и культурных барьеров.
Отсутствие государственной политики в отношении существующих стихийно меняющихся и неконтролируемых образовательных сред, имеющих серьезнейшее образовательное и воспитательное значение, уже привело к реализации и нарастанию угроз национального масштаба: активное использование школами и детскими садами несертифицированных и не прошедших государственную экспертную оценку электронных образовательных ресурсов и сервисов; неконтролируемое пребывание детей в социальных сетях, в том числе с использованием инфраструктуры образовательных организаций; рост кибер - преступлений и преступлений с помощью Интернета по отношению к детям и к детству; проникновение в школу и детский сад материалов, несовместимых с целями образования; возникновение дополнительной и нетипичной нагрузки на психическое и физическое здоровье ребенка; бессистемные закупки ИКТ - оборудования, сервисов и непрогнозируемое развитие ИКТ - инфраструктуры образования и многое другое.
С целью централизованного государственного регулирования необходимо создание единой информационно-аналитической системы "Республиканская образовательная сеть", общих информационных образовательных систем, информатизации и автоматизации образования, электронных образовательных ресурсов, ИКТ - инфраструктуры и других существенных современных условий реализации федеральных и иных государственных образовательных стандартов, управление образовательными программами, услугами и организаций. В перспективе управление может быть утеряно, а системе дошкольного, общего и дополнительного образования станет угрожать разрушение целостности и нарушение общих направлений развития детей.
Основными программными модулями информатизации в сфере образования единой информационно-аналитической системы "Республиканская образовательная сеть" являются:
создание единого образовательного портала Республики Крым, объединяющего сайты образовательных организаций, разработка сайтов образовательных организаций Республики Крым;
обеспечение дистанционного приема заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, независимо от их организационно-правовых форм;
использование электронных учебных материалов, в том числе интерактивных электронных комплексов контроля знаний и цифрового лабораторного оборудования и учебных дневников в электронной форме;
предоставление дистанционного доступа к сведениям об успеваемости учащихся, к результатам контрольных работ и экзаменов, аттестаций и испытаний, иной информации о деятельности образовательных организаций, в том числе о качестве предоставляемых ими образовательных услуг;
создание условий, особенно для лиц с ограниченными возможностями, инвалидов, в получении дистанционного обучения с использованием систем видеоприсутствия и оценки знаний в форме компьютерного тестирования;
обеспечение подключения образовательных организаций к сети "Интернет" на скорости не ниже 10 Мбит / с;
внедрение интернет-фильтра для обеспечения безопасного пребывания детей и подростков в "Интернете", ограждение их от вредных ресурсов;
автоматизация учебного процесса и управленческих функций, в том числе формирование и передача статистической, отчетной и иной информации в сфере образования в федеральные информационные системы.
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, контролирующие сферу образования, обеспечивают корректировку правовых актов в части прекращения использования исключительно бумажной формы при ведении журналов, дневников и отчетных форм, а образовательные организации по мере изменения законодательства отказываются от дублирующего ведения учета в бумажной и электронной формах.