Объемы выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками в атмосферный воздух по городам региона в 2013 г. (тонн)
Населенный пункт | Объемы выбросов, тонн | Доля выбросов автотранспорта от общего объема выбросов % | |
передвижными источниками в 2013 г. | стационарными источниками в 2013 г. | ||
Всего по Республике Крым | 103802 | 26552,378 | 79 |
г. Симферополь | 22498 | 2512,692 | 90 |
г. Алушта | 3127 | 193,914 | 94 |
г. Джанкой | 2669 | 849,806 | 76 |
г. Евпатория | 5869 | 203,548 | 97 |
г. Керчь | 6635 | 1692,384 | 80 |
г. Красноперекопск | 1345 | 6941,706 | 16 |
г. Саки | 1095 | 74,101 | 94 |
г. Армянск | 1193 | 5676,054 | 17 |
г. Феодосия | 6062 | 1766,268 | 77 |
г. Судак | 1934 | 58,632 | 97 |
г. Ялта | 9094 | 634,398 | 93 |
В целом по Республике Крым доля выбросов автотранспорта в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 79 %.
В некоторых городах выбросы от автомобилей превысили выбросы от стационарных источников промышленных и других предприятий.
Таким образом, автомобильный транспорт в ряде крупных промышленных городов республики является основным источником загрязнения атмосферного воздуха.
Непринятие мер, направленных на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, приведет в перспективе к значительному увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах Республики Крым и ухудшению тем самым условий проживания населения Крымского полуострова.
Одним из эффективных путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние атмосферного воздуха является перевод автотранспортных средств на компримированный природный газ.
Применение газа в качестве моторного топлива, кроме чисто экономического эффекта (модернизация современной энергетической инфраструктуры, повышение эффективности использования энергоресурсов, удешевление транспортных перевозок), приведет к улучшению экологической ситуации в регионе, в частности:
- уменьшится количество вредных выбросов в выхлопных газах;
- сократятся затраты на моторное топливо (по сравнению с нефтепродуктами).
Установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" нормативы платы за загрязнение окружающей среды для компримированного природного газа ниже, чем для бензина и дизельного топлива. Так, нормативы платы за 1 тонну сожженного бензина составляют 1,3 рубля, за 1 тонну дизельного топлива - 2,5 рубля, за 1 тыс. куб. метров компримированного природного газа - 0,7 рубля.
По укрупненным расчетам выбросы загрязняющих веществ от 15 тысяч грузовых автомобилей и автобусов, работающих на жидком нефтяном топливе, составляют 21,7 тыс. тонн. При переводе вышеуказанного количества автотранспортных средств на компримированный природный газ выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократятся на 13,0 тыс. тонн, или на 60 процентов от выбросов указанных автомобилей и составят 8,7 тыс. тонн.
Принимая во внимание снижение в общем объеме выбросов таких высокотоксичных и канцерогенных веществ, как формальдегид, бенз(а)пирен, диоксида азота и др., присутствующих в отработавших газах автотранспортных средств, отмечаются постоянные превышения предельно допустимых концентраций вдоль оживленных автомагистралей и городов. Реализация программных мероприятий по газификации транспорта внесет весомый вклад в снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах Республики Крым.