Социальная защита граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных Республикой Крым отдельным категориям населения. Категории граждан- получателей социальной защиты, виды и формы социальной защиты и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Республики Крым, иными нормативными правовыми актами.
Государственная политика Республики Крым в области социальной защиты граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Потребность граждан в социальной защите формируется вследствие действия ряда объективных факторов, носящих:
международный характер - демографические (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальные (трансформация института семьи, бедность, безработица, преступность, наркомания) и экологические факторы (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);
национальный характер - социально-экономические (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры и пр.), социально-психологические (трудовая мотивация) и иные факторы;
региональный характер - действие природно-климатических факторов, территориальные различия уровней развития производительных сил и социальной инфраструктуры и пр.;
локальный характер - возникновение различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимость преодоления их последствий для населения.
В настоящее время в Республике Крым меры социальной защиты получают более 550 тысяч пенсионеров; 60,1 тыс. ветеранов войны и семей погибшего (умершего) ветерана войны; 106,1 тыс. ветеранов труда; 12,8 тыс. ветеранов военной службы и органов внутренних дел; 7,5 тыс. граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; 166,5 тыс. детей войны.
В Республике Крым проживает 117 тысяч инвалидов, что составляет почти 6 % населения республики. Среди них 4373 инвалида-колясочника, 8941 человек имеют ограничения по зрению (слепые и слабовидящие), 2217 человек с ограничениями по слуху (глухие и слабослышащие), 12599 человек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, 6224 ребенка-инвалида.
В 11 интернатных учреждениях (5 психоневрологических, 5 гериатрических, 1 детский) проживает до 2000 человек.
Принятые меры по оптимизации численности интернатных учреждений не привели к удовлетворению потребности населения республики в услугах стационарных учреждений. По состоянию на 1 ноября 2014 года нуждаются в определении в интернатные учреждения психоневрологического профиля 345 человек (на начало 2014 года - 260 человек).
Предоставление социальных услуг по месту жительства либо в учреждениях дневного и стационарного пребывания для пенсионеров и инвалидов осуществляют территориальные центры социального обслуживания (предоставления социальных услуг).
В 27 территориальных центрах социального обслуживания создано 224 структурных подразделения, в том числе 120 отделений социально-бытовой адаптации, 65 отделений социальной помощи на дому, 25 отделений организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи, 7 отделений социально-медицинских услуг, 7 отделений социально-бытовой адаптации для детей-инвалидов.
Укомплектованность штатными единицами в территориальных центрах социального обслуживания составляет 86,6 % от норматива.
На базе территориальных центров социального обслуживания развивается направление обучения пожилых граждан по программе "Университет третьего возраста". В 2014 году в двенадцати районах республики организовано 32 факультета, в которых обучается более 700 человек. С 2013 года за счет популяризации данного вида предоставляемой услуги посещаемость пожилых граждан в пунктах обучения возросла более чем в два раза.
Государственные учреждения социального обслуживания для детей на государственном уровне представлены детским психоневрологическим интернатом, центром социальной реабилитации для детей-инвалидов и центром профессиональной реабилитации инвалидов. Учреждения полностью укомплектованы штатными единицами.
На муниципальном уровне функционируют 4 центра социальной реабилитации для детей-инвалидов.
Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной защиты граждан в Республике Крым являются:
1. Распределение полномочий по предоставлению мер социальной защиты граждан между Российской Федерацией и Республикой Крым, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
2. Финансирование мер социальной защиты граждан за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым, местных бюджетов.
3. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной защиты гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной форме в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым или орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении мер социальной защиты.
4. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной защиты граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
категориальный подход, при котором меры социальной защиты гражданам предоставляются:
а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны труда);
б) в связи с последствиями политических репрессий, участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (например, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС);
в) в связи с попаданием в трудную жизненную ситуацию - инвалидностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера, другими причинами.
5. Дифференциация форм социальной защиты граждан, с учетом особенностей контингентов получателей, предусматривающая предоставление мер социальной защиты:
в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, компенсационных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме и др.;
в форме услуг - путем предоставления услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц без определенного места жительства и занятий и т.п.;