В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, и иными стратегическими документами одной из важнейших задач рыбохозяйственного комплекса является укрепление продовольственной безопасности нашей страны и обеспечение ее населения высококачественной, экологически чистой, отечественной рыбной продукцией.
Кроме того, рыбное хозяйство относится к секторам экономики, имеющим большое значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных регионах Республики Крым, где предприятия данной отрасли определяют социальную политику значительной части населения.
Прежде всего, хотелось бы вернуться к недавнему прошлому и начать с того, что 20 - 30 лет назад рыбохозяйственный комплекс полуострова в экономике региона производил свыше 20% валового продукта.
В СССР рыбное хозяйство полуострова представляло многопрофильный органически взаимосвязанный комплекс с развитой внутриотраслевой кооперацией, обслуживающей всю технологическую цепь - от добычи и переработки до реализации рыбопродукции.
Здесь же находились основные рыбацкие силы и материально-техническая база рыбохозяйственного комплекса юга Азово-Причерноморья. Свою производственную деятельность осуществляли три крупнейших рыбопромышленных градообразующих объединения ("Атлантика", "Керчьрыбпром" и "Югрыбпоиск"), сеть рыболовецких колхозов объединения Крымрыбакколхозсоюза, ведущий бассейновый рыбохозяйственный институт - ЮгНИРО, другие научные, конструкторские и учебные организации. Работали рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие и торговые предприятия, приемно-транспортный флот, Керченский и Севастопольский рыбные порты с их инфраструктурой, холодильники, судоремонтные заводы, сетеснастное и тарное производство и др. Всего в рыбной отрасли Крыма было задействовано свыше 30 тыс. человек.
К 2013 году в Республике Крым не осталось ни одного рыболовного судна, ведущего океанический промысел. Крымский флот перестал быть серьезным конкурентом для судов других государств и лишился возможности вести экспедиционный лов в Мировом океане.
Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к снижению загрузки рыбоперерабатывающих организаций, производственные мощности которых загружены в среднем только на 45 процентов.
Ухудшилось положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства и вылова, в первую очередь в такой основной район потребления, как Украина. Уровень технологической и технической оснащенности организаций рыбного хозяйства существенно снизился.
В связи с сезонностью добычи, отсутствием глубокой заморозки и переработки массовых видов рыб Азово-Черноморского бассейна оптовые цены на них остаются низкими, многие предприятия для продолжения промысла идут на демпинговое понижение цен. Это в свою очередь приводит к снижению финансово-экономических показателей рыбодобывающих предприятий.
В совокупности перечисленные факторы являются серьезным барьером на пути развития прибрежного рыболовства как фактора, стимулирующего социально-экономическое развитие региона. Это обстоятельство, в свою очередь, приводит к хроническому недоосвоению большинства видов водных биоресурсов прибрежной зоны. Вместе с тем прибрежная зона Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна обладает значительными запасами водных биологических ресурсов, что может стать серьезной основой ускоренного социально-экономического развития Республики Крым.
В настоящее время требуется комплексное решение по улучшению рационального ведения рыбохозяйственной деятельности, основными сдерживающими негативными факторами которого являются:
- значительная изношенность основных производственных фондов рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий;
- высокая степень износа береговой и портовой инфраструктур;
- уменьшение численности ремонтно-маточного стада;