СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 сентября 2014 года N 305


Об утверждении Концепции демографического развития Республики Крым на период до 2025 года

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", указами Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 07 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Совет министров Республики Крым

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития Республики Крым на период до 2025 года.

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Крым, органам местного самоуправления муниципальных образований при разработке и реализации отраслевых и межотраслевых программных мероприятий руководствоваться положениями Концепции демографического развития Республики Крым на период до 2025 года.



И.о. Главы Республики Крым
Председатель Совета министров
Республики Крым
С. Аксенов

Заместитель Председателя
Совета министров Республики Крым
- руководитель Аппарата
Совета министров Республики Крым
Л.Опанасюк

г. Симферополь
02 сентября 2014 года
N 305


Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от 02 сентября 2014 г. N 305



Концепция демографического развития Республики Крым на период до 2025 года

1. Общие положения

Концепция демографического развития Республики Крым на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов.

Необходимость разработки Концепции вызвана наличием кризисных явлений в демографическом развитии Республики Крым, а также взаимной обусловленностью решения демографических и социально-экономических проблем Республики Крым. Концепция является основой для разработки программных мероприятий в области демографического развития Республики Крым, служит ориентиром для органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере.

Концепция является составной частью демографической политики Республики Крым и основывается на Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р, указах Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", принципах международного права, нормах международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Концепция учитывает особенности демографического развития Республики Крым и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Республики Крым.


2. Современная демографическая ситуация в Республике Крым и тенденции ее развития

Демографические показатели являются индикативными показателями уровня жизни населения и характеризуют развитие Республики Крым.

Численность наличного населения Республики Крым на начало 2014 года составила 1967,2 тысячи человек, из которых 62,7% - городское население, 37,3% - сельское. Республика Крым является густонаселенным регионом, плотность населения составляет 75 человек на 1 кв. км.

В 1994 году в Крыму впервые за послевоенные годы было зафиксировано уменьшение численности населения, которое продолжалось последующие 18 лет.

В 2012 и 2013 годах впервые отмечен прирост населения, который составил соответственно 2,2 и 2,1 тысячи человек. Источником пополнения численности населения является внешняя миграция, которая не только компенсировала естественную убыль населения, но и обеспечила его прирост.


Таблица 1


Динамика численности наличного населения Республики Крым за 2007-2014 годы, тысяч человек

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Численность населения (на начало года)

1977,1

2071,0

1967,3

1965,3

1963,5

1963,0

1965,2

1967,2

Прирост (снижение) населения за год

-6,1

-3,8

-2,0

1,8

-0,5

2,2

2,1

х


Отмечается тенденция снижения естественной убыли населения. Естественная убыль населения (превышение числа умерших над родившимися) в Республике Крым наблюдается с 1992 года. Наибольший показатель естественной убыли зафиксирован в 2001 году (13,7 тысячи человек), но рост рождаемости и стабилизация показателя смертности в последние годы способствовали его снижению к 2013 году до 3,0 тысяч человек или до -1,5 человека на 1000 населения. Естественная убыль населения в Республике Крым в 2013 году снизилась по сравнению с 2009 годом на 40% (в целом по Российской Федерации естественная убыль сменилась естественным приростом - 24,0 тысячи человек или 0,2 человека на 1000 населения).

Таблица 2


Коэффициенты естественного движения в Республике Крым в 2007-2013 годах, человек на 1000 населения

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Рождаемость

11,0

11,9

12,0

11,8

11,9

12,6

12,2

Смертность

15,8

15,6

14,5

14,5

14,0

13,7

13,7

Естественный прирост (убыль)

-4,8

-3,7

-2,5

-2,7

-2,1

-1,1

-1,5


Несмотря на то, что коэффициент рождаемости в республике увеличился на 10,9% (по сравнению с 2007 годом) и составил 12,2 человека на 1000 населения, современные параметры рождаемости меньше чем требуется для простого замещения поколений.

Суммарный коэффициент рождаемости, который характеризует среднее число рождений детей одной женщиной за весь детородный период (15-49 лет) при сохранении существующего уровня рождаемости, в 1998-2000 годах снизился до 1. Позитивным является его рост до 1,684 в настоящее время (на 8,9% по сравнению с 2009 годом). Однако для простого воспроизводства населения необходим показатель не менее 2,15.

Среди причин низкой рождаемости населения республики - переход семей на малодетность, материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, недостаточное качество оказания медицинской помощи, ухудшение репродуктивного здоровья населения, утрата семейных ценностей и другие.

В последнее время удалось стабилизировать показатель смертности населения - коэффициент смертности снизился с 15,8 человека на 1000 населения в 2007 году до 13,7 человека на 1000 населения в 2013 году.

Наиболее распространенными причинами смертности являются болезни системы кровообращения (67% от числа умерших), злокачественные новообразования (14%), несчастные случаи (7%).

Серьезную озабоченность вызывает высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, которая составляет 21 -24% от общего количества умерших. Смертность мужчин этой возрастной категории значительно выше, чем женщин: их удельный вес составляет 77-79% от умерших в трудоспособном возрасте.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни в настоящее время составляет 71,6 года (в 2000 году - 68,5 года). Причем женщины живут дольше почти на 10 лет.

В 2013 году в Республике Крым, несмотря на прирост численности населения, наблюдается отрицательная динамика отдельных демографических показателей по сравнению с 2012 годом. Родилось 24,1 тысячи детей, что на 0,6 тысячи детей, или на 2,6% меньше, чем в 2012 году (в целом по Российской Федерации - на 0,3% меньше). Умерло 27,0 тысяч человек, что на 0,1 тысячи человек, или на 0,3% больше, чем в 2013 году (в целом по Российской Федерации - на 1,8% меньше).

Миграционные передвижения оказывают влияние на половозрастную, социальную структуру населения, его профессиональный и образовательный уровень.

До 1993 года Крым был регионом, привлекательным для мигрантов, однако в 1994 году количество выбывших превысило количество прибывших. Ситуация начала улучшаться с 2004 года, когда миграционный прирост составил 1,4 тысячи человек, а в 2013 году достиг 5,1 тысячи человек.

Таблица 3



Миграция в Республике Крым в 2007-2013 годах, тысяч человек

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Прибыло

16,0

14,7

12,5

12,9

12,4

14,5

14,8

Выбыло

12,5

11,2

9,5

9,5

8,8

10,0

9,7

Сальдо миграции

3,5

3,5

3,0

3,4

3,6

4,4

5,1



В Республике Крым отмечается старение населения - снижается удельный вес детей и увеличивается доля населения старших возрастов. Доля детей составляет 15,8%, населения в трудоспособном возрасте - 58,9%, старше трудоспособного возраста - 25,4%, что говорит о регрессивном типе возрастной структуры населения. В перспективе это может привести к дефициту трудовых ресурсов и обострению проблем в социальной сфере.

Главные особенности современной демографической ситуации в республике: низкая рождаемость, старение населения, значительные потери населения от сверхсмертности мужчин, особенно от неестественных причин; кризис семьи.


3. Цель, принципы и задачи Концепции

Целью демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация его численности и создание условий для его роста, повышение качества жизни и увеличение ее продолжительности.

В связи с этим приоритетными направлениями демографической политики являются:

1. Снижение уровня смертности среди населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте, путем снижения смертности от травматизма, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и в дорожно-транспортных происшествиях; развития физической культуры и спорта, формирования установок на ведение здорового образа жизни.

2. Повышение уровня рождаемости путем пропаганды ценностей семьи, материнства и детства; использования стимулирующих мер, направленных на повышение качества медицинского обслуживания матерей и детей, поддержку семей с детьми, многодетных семей; развития системы жилищного кредитования и обеспечения ее доступности для широких слоев населения.

Достижение целей демографической политики Республики Крым в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста уровня жизни населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографической политики Республики Крым положены следующие принципы:

- комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

- концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

- учет особенностей демографического развития Республики Крым и своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

- координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Республики Крым на период до 2025 года являются:

сокращение уровня смертности, прежде всего граждан в трудоспособном возрасте;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно - нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Республики Крым и учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.


4. Приоритеты и основные направления демографической политики в области сокращения уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста:

сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно - сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно - сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно - транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»