(с изменениями на 29 декабря 2018 года)
(в ред. Законов Республики Крым от 22.04.2016 N 237-ЗРК/2016, от 29.12.2016 N 334-ЗРК/2016, от 30.12.2016 N 348-ЗРК/2016, от 29.12.2018 N 560-ЗРК/2018)
Принят
Государственным Советом
Республики Крым
3 сентября 2014 года
Настоящий Закон определяет порядок размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, а также порядок ограниченного пользования земельными участками для иных общественно полезных целей.
Под инженерными сооружениями, имеющими государственное или местное значение (далее - инженерные сооружения), в настоящем Законе понимаются водопроводы и водозаборы, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, линии электропередач, сооружения связи, линии теплоснабжения, канализация, объекты недропользования и им подобные сооружения, а также все прочие сооружения, неотрывно связанные с ними, которые:
1) указаны в документах территориального планирования в качестве объектов государственного или местного значения;
2) предусмотрены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, градостроительной документацией, утвержденными до 21 марта 2014 года;
3) предусмотрены целевыми государственными или региональными программами;
4) необходимы для обеспечения услуг неопределенному кругу лиц на условиях публичного договора;
5) необходимы для обеспечения выполнения задач в области обороны Российской Федерации.
(п. 5 введен Законом Республики Крым от 22.04.2016 N 237-ЗРК/2016)
Под размещением инженерных сооружений в настоящем Законе понимается деятельность по строительству, эксплуатации, ремонту и реконструкции инженерных сооружений.
Инженерные сооружения размещаются на земельных участках (землях) вне зависимости от прав на них на условиях публичных сервитутов, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом. Лицо, приобретающее право на ограниченное пользование земельным участком в соответствии с публичным сервитутом, именуется в настоящем Законе как обладатель сервитута.
1. Публичный сервитут устанавливается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления поселения (городского округа), а в случаях размещения объектов государственного значения, предусмотренных целевыми государственными программами, объединенной укрупненной схемой размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, градостроительной документацией, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и документами территориального планирования Республики Крым, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, - исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного Советом министров Республики Крым (далее - уполномоченные органы).
2. Публичный сервитут является правом лица на ограниченное пользование землями или земельными участками и устанавливается в целях обеспечения следующих видов деятельности:
1) размещения инженерных сооружений;
2) размещения объектов недропользования и их неотъемлемых принадлежностей;
3) проведения изыскательских и исследовательских работ, а также складирования строительных материалов и размещения временных построек для целей, указанных в настоящей части.
3. Публичный сервитут устанавливается вне зависимости от наличия прав собственности на господствующий или соседний земельный участок, здание или сооружение.
1. Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца или арендатора соответствующего земельного участка (далее - обслуживающего земельного участка) прав владения, пользования и распоряжения таким земельным участком или его частью. Публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для земельного участка.
2. Не требуется изменения категории земель и обслуживающего земельного участка и (или) его разрешенного использования для осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
3. Публичный сервитут устанавливается в границах, определенных в соответствии с нормами установления охранных зон для объектов, размещаемых на условиях публичного сервитута, а в их отсутствие - в соответствии с обоснованиями, представленными в заявлении об установлении публичного сервитута.
4. Ограничения прав, необходимые для безопасной эксплуатации объектов в соответствии с требованиями законодательства об охранных зонах, приравниваются к ограничениям прав на землю, предусмотренным положениями об охранных зонах соответствующих объектов.
5. Установление охранных зон соответствующих объектов при наличии публичных сервитутов не требуется.
6. Публичный сервитут устанавливается на срок до 50 лет для целей размещения инженерных сооружений или объектов недропользования и их неотъемлемых принадлежностей либо на срок до пяти лет (краткосрочный публичный сервитут) на время проведения изыскательских и исследовательских работ, складирования строительных материалов и размещения временных построек или геологического изучения земель.
7. Установление публичного сервитута дает право обладателю публичного сервитута или действующему по соглашению с ним лицу осуществлять:
1) проход, проезд и провоз строительных и иных материалов через (на) обслуживающий земельный участок для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и эксплуатации инженерных сооружений и объектов недропользования;
2) строительство временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов и др.), складирование строительных и иных материалов на обслуживающих земельных участках;
3) эксплуатацию, текущее содержание и охрану объектов, размещенных в границах публичных сервитутов;
4) консервацию и снос принадлежащих обладателю сервитута объектов;
5) земляные работы и рекультивацию земель в границах публичных сервитутов;
6) рубку лесных насаждений в границах публичных сервитутов.
8. График работ, осуществляемых на обслуживающем земельном участке, согласовывается с его правообладателем. В случае повреждения или наличия угрозы повреждения инженерного сооружения, для размещения которого установлен сервитут, обладатель сервитута вправе осуществить доступ на обслуживающий земельный участок без согласия его правообладателя.
9. Движимые и недвижимые вещи, размещенные обладателем публичного сервитута в границах публичного сервитута, являются собственностью обладателя публичного сервитута или принадлежат ему на ином законном основании, если иное не установлено соглашением с правообладателем обремененного земельного участка.
10. Обладатель публичного сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с видом разрешенного использования, после завершения строительства, ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации или сноса объектов, для размещения которых был установлен публичный сервитут, проведения изыскательских или исследовательских работ.
11. Правообладатель земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, не вправе осуществлять действия, которые исключают или затрудняют осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, необходимой для достижения целей установления публичного сервитута.
12. Права на публичный сервитут считаются перешедшими к иному обладателю в случае отчуждения ему объектов, для размещения которых установлен публичный сервитут.
1. Лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, направляет в уполномоченный орган заявление об установлении публичного сервитута, в котором указывает:
1) цель установления публичного сервитута;
2) предполагаемые границы и срок действия публичного сервитута;
3) реквизиты документа об утверждении проекта планировки территории, иной градостроительной документации, государственной или региональной целевой программы, в соответствии с которыми предусмотрено установление сервитута (при наличии указанной документации);
4) обоснование необходимости установления публичного сервитута, если объект, для размещения которого предполагается установить публичный сервитут, не предусмотрен документами территориального планирования, документацией по планировке территории или иной градостроительной документацией.
2. К заявлению об установлении публичного сервитута прилагается карта (план) с описанием местоположения границ зон действия публичных сервитутов, содержащая сведения о границах публичного сервитута. Изготовление указанной карты (плана) обеспечивает лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута.
(в ред. Закона Республики Крым от 30.12.2016 N 348-ЗРК/2016)
3. Заявление об установлении публичного сервитута может быть подано в электронном виде, в том числе через многофункциональные центры.
4. Уполномоченный орган рассматривает заявление и при отсутствии оснований для отказа в его установлении в двадцатидневный срок с момента поступления указанного заявления принимает решение об установлении публичного сервитута и размещает сведения о принятом решении в официальных печатных средствах массовой информации и на официальных сайтах данных органов в сети Интернет (при их наличии).
5. Решение об установлении публичного сервитута должно содержать:
1) сведения об обладателе (обладателях) публичного сервитута;
2) цели установления публичного сервитута;
3) срок, на который устанавливается публичный сервитут;
4) указание на нормативные акты, утверждавшие положения об охранных зонах объектов, для размещения которых устанавливается публичный сервитут (при их наличии), в соответствии с которыми определяются ограничения прав на землю и границы публичных сервитутов.