Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ" (с изменениями на: 06.10.2016)


 I. Характеристика текущего состояния опасных захоронений и токсических источников загрязнений на территории города Севастополя с указанием основных проблем и прогноз развития сферы реализации Подпрограммы 3


В результате хозяйственной и оборонной деятельности территории и акватории города Севастополя подвергались загрязнению промышленными токсическими отходами, нефтепродуктами, отравляющими веществами. В прибрежных зонах города Севастополя было затоплено порядка 1200 контейнеров с ипритом и люизитом.

Из-за отсутствия в тот период надлежащих технологий по обезвреживанию и уничтожению токсических веществ, а также ввиду секретности некоторых объектов объемы накопления опасных и токсических веществ увеличивались. Проводимые мероприятия по ликвидации источников опасных веществ не проводились либо проводились в недостаточном объеме.

При Украине в результате тяжелой экономической ситуации работы по ликвидации источников опасных веществ практически не проводились. При этом темпы накопления их постепенно уменьшались в результате прекращения деятельности тяжелой и оборонной промышленности.

В течение нескольких десятков лет объекты захоронения токсических веществ не наблюдались. При этом упаковочная тара подвергалась воздействию факторов внешней среды. В результате герметичность тары значительно уменьшилась, и создалась угроза разлива токсических веществ в окружающую среду.

В настоящее время обнаружено порядка 506 контейнеров. При этом в некоторых местах акваторий регистрируются случаи превышения фоновых концентраций отравляющих веществ в 200 и более раз, что свидетельствует о возможных утечках токсичных веществ непосредственно в морскую среду.

В качестве ключевых сдерживающих факторов ликвидации опасных захоронений источников токсического загрязнения территории города Севастополя являются:

- отсутствие точных достоверных данных о количестве и местах нахождения токсических источников загрязнения;

- нахождение основной массы источников токсических веществ в труднодоступных местах акватории Черного моря;

- необходимость использования для поиска и ликвидации сложного специального оборудования и подготовленного персонала;

- наличие рисков в возможной внезапной разгерметизации и разрушении контейнеров с токсическими веществами;

- наличие риска в распространении загрязнения по всему региону Черноморского и Азовского бассейна;

- недостаточность ресурсной и инфраструктурной обеспеченности региона в сфере безопасного обезвреживания и уничтожения токсических веществ.

На основе перечисленных рисков можно сделать вывод о критическом состоянии сложившейся ситуации с опасными захоронениями и источниками токсических загрязнений и срочной необходимости принятия мер по выявлению и ликвидации данной угрозы.

Основными конкурентными преимуществами города Севастополя в решении проблемы являются:

- расширение возможностей получения институциональной, ресурсной и финансовой поддержки в связи с вхождением в состав Российской Федерации;

- стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое и геополитическое положение;

- увеличение рекреационного потенциала региона;

- возможность значительного увеличения международного престижа региона в экологической сфере.