Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения города Севастополя, обусловлены следующими обстоятельствами:
2.1. Недостаточно развита сеть стационарных учреждений социального обслуживания.
В настоящее время в городе Севастополе работает 1 стационарное учреждение социального обслуживания - ГБУ "Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов", рассчитанное на 179 койко-мест.
На сегодняшний день очередность в ГБУ "Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов" составляет 9 человек.
С целью ликвидации очередности в ГБУ "Севастопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов" с 2018 года на территории города Севастополя планируется внедрение стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста".
Указанная технология будет направлена на снижение фактического спроса на стационарное социальное обслуживание, также способствовать расширению выбора форм социального обслуживания, повышению комфортности и сохранению домашних условий проживания пожилых граждан и инвалидов.
Приемная семья для граждан пожилого возраста - форма жизнеустройства гражданина пожилого возраста и инвалида, нуждающегося в социальном обслуживании и требующего за ним (ними) уход, представляющая совместное проживание подопечного и гражданина, изъявившего желание организовать приемную семью, и ведение общего хозяйства на основании возмездного договора об организации приемной семьи.
Как показала практика использования технологии "Семья для пожилого человека" в ряде регионов России, именно приемные семьи дают возможность пожилым людям и инвалидам вести привычный образ жизни и быть при этом социально защищенными.
Планируемое количество граждан, которым будет предоставлено социальное обслуживание с применением данной технологии, составит 20 человек.
В городе Севастополе в сфере социального обслуживания стоит проблема отсутствия психоневрологических интернатов для взрослых и детей.
В настоящее время рассматривается вопрос по предоставлению земельного участка под строительство психоневрологического интерната на 335 коек.
2.2. Целевую направленность развития учреждений социального обслуживания также определяет демографическая ситуация в городе Севастополе, в том числе изменение возрастной структуры, рост численности нетрудоспособного населения города, повышение числа инвалидов (взрослых и детей), необходимость улучшения положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, безнадзорные и беспризорные дети).
На 1 января 2015 г. население города Севастополя составило 395,0 тыс. человек, из них численность пенсионеров и ветеранов - 33,8%, в том числе пенсионеров - 117,5 тыс. человек, ветеранов - 15,9 тыс. человек, численность инвалидов и детей-инвалидов - 5,4%, в том числе инвалидов - 20,2 тыс. человек, из них - 1,2 тыс. детей-инвалидов.
Увеличение доли пожилых людей вызывает необходимость совершенствования системы предоставления социальных услуг, повышения их доступности и качества.
2.3. В связи с дефицитом квалифицированных кадров в системе социального обслуживания необходима дальнейшая реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров для системы учреждений социального обслуживания, повышению престижа работников социальной сферы.
Возрастной состав социальных работников (по состоянию на декабрь 2016 года) составил:
- до 30 лет - 4 чел. (5% от общего количества (81 чел.));
- до 40 лет - 8 чел. (9,8%);
- до 50 лет - 20 чел. (24,7%);
- до 60 лет - 28 чел. (34,5%);
- до 70 лет - 21 чел. (26%).
В связи со вступлением в силу с 01.07.2016 постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 и Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по обязательному применению работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, есть необходимость повышения уровня профессиональной подготовки специалистов государственных учреждений.
С целью повышения престижа работников социальной сферы в рамках государственной программы от 03.11.2016 N 1027-ПП с 2017 года планируется проведение Всероссийского конкурса на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания".
2.4. Материально-техническая база отдельных учреждений социального обслуживания устарела. В настоящее время действующие стационарные, полустационарные учреждения социального обслуживания размещены в основном в приспособленных зданиях бывших детских садов, а также помещениях, занимающих первые этажи жилых домов, не отвечающих современным требованиям технических регламентов. Фактический срок эксплуатации зданий - 50 и более лет, их износ составляет более 60%. В ряде учреждений продолжительность эксплуатации наружных систем отопления, водоснабжения, канализации превышает 25 лет, частые сбои в работе этих систем нарушают внутренний режим работы и создают неблагоприятную обстановку в учреждениях.
В ряде учреждений социального обслуживания города Севастополя в 2015 году проведен капитальный и текущий ремонт части помещений на сумму 61995,42 тыс. руб. (в том числе в рамках программы "Доступная среда на 2014 - 2015 годы", а также средств бюджета города Москвы).
Однако для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимо проведение дальнейших мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения города Севастополя.
В рамках государственной программы от 03.11.2016 N 1027-ПП планируется провести в 2017 году капитальный ремонт в ряде учреждений социального обслуживания (приложение N 1 к Плану мероприятий).
Объем средств за счет бюджета города Севастополя, предусмотренных на социальное обслуживание, составляет: