Разработка и принятие Подпрограммы "Развитие дошкольного образования" (далее - Подпрограмма) обусловлены значительными изменениями социально-экономических условий, внесением изменений в законодательство Российской Федерации, которые требуют нормативных, структурных, институциональных и содержательных изменений в региональной системе дошкольного образования. Модернизация системы дошкольного образования в городе Севастополе направлена на гармоничное и соответствующее возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в школе. Общедоступность и бесплатность дошкольного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи гарантирована всем гражданам Российской Федерации. Дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, что определяет социокультурную значимость системы дошкольного образования. Для современного российского общества доступность дошкольного образования выступает показателем социальной стабильности общественного развития, определяющим уровень его социально-экономического развития. Возможность свободного устройства ребенка в дошкольные образовательные организации выступает важным фактором при планировании рождения детей. Одной из определяющих форм дошкольного образования, полноценного детского развития является воспитание и образование детей в дошкольных образовательных организациях. Возрастающий спрос на дошкольное образование определяет необходимость его дальнейшего развития.
Развитие системы дошкольного образования города Севастополя осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию комплекса мер по модернизации региональной системы дошкольного образования, через участие в других федеральных проектах.
Система дошкольного образования города включает в себя 87 организаций дошкольного образования с контингентом воспитанников 15519 человек, из них 79 детских садов находятся в ведомстве Департамента образования города Севастополя.
Существующая сеть не в полной мере удовлетворяет запрос населения в дошкольном образовании детей. В период демографического кризиса в 1994 - 1997 годы из-за неукомплектованности дошкольных образовательных организаций детьми пустующие здания были переданы под размещение государственных организаций города Севастополя. На протяжении последних пяти лет существует проблема недостатка мест. Отмечается переукомплектованность дошкольных образовательных организаций. Увеличивается очередь на получение дошкольного образования. По состоянию на 01.01.2016 очередь детей в дошкольные образовательные организации возрасте от 0 до 3 лет составляет 9509 человек. В связи с ростом социальной напряженности населения по вопросу устройства детей в дошкольные образовательные организации возникла острая необходимость расширения сети таких организаций.
Учитывая переход к государственным стандартам Российской Федерации в области дошкольного образования, требуется проведение плановых мероприятий, позволяющих создать соответствующие условия для расширения сети дошкольных образовательных организаций.
Формирование федеральных органов власти, приток военнослужащих, граждан Российской Федерации, прибывших на постоянное место жительства в город Севастополь, обусловило увеличение численности детей дошкольного возраста и резкий рост очереди в дошкольные образовательные организации.
В сложившихся условиях необходимо обеспечить гарантии доступности дошкольного образования и высокого качества образования, безопасности и комфортности условий воспитания, которые будут являться фактором повышения качества жизни жителей города Севастополя.
Пути решения вопроса увеличения количества мест в дошкольных образовательных организациях:
- строительство новых зданий по типовым проектам;
- увеличение количества мест в действующих дошкольных образовательных организациях путем строительства дополнительных корпусов/зданий;
- расширение сети детских садов путем возврата используемых не по назначению зданий дошкольных образовательных организаций;
- реконструкция/проведение капитальных ремонтов в действующих дошкольных образовательных организациях;
- реконструкция в закрытых и восстановление функционирования дошкольных образовательных организаций, расположенных в сельской местности.
Для решения указанных проблем классическая форма детского сада, даже при доминирующих позициях, не может быть единственной. Для обеспечения доступности дошкольного образования его модель должна развиваться по нескольким направлениям. Приоритетным направлением развития системы дошкольного образования является ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации. С целью достижения к 2020 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет необходимо предусмотреть расширение форм и способов получения дошкольного образования, создание вариативных организационных форм дошкольного образования.
Необходимо создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми раннего возраста - от 0 до 3 лет.