При реализации Программы возможно возникновение внешних и внутренних рисков невыполнения программных мероприятий и недостижения соответственно запланированных результатов.
К рискам реализации Программы, которыми, уменьшая при этом вероятность их возникновения, могут управлять ее ответственный исполнитель и соисполнители, следует отнести следующие:
а) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений реализации Программы на региональном уровне и (или) с недостаточно быстрым осуществлением институциональных преобразований, предусмотренных Программой;
б) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению программных задач, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда программных мероприятий или задержке их осуществления;
в) финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме (данный риск может возникнуть по причине значительной продолжительности выполнения Программы, а также зависимости ее успешной реализации от средств федерального бюджета, бюджета города Севастополя, отказа кредиторов от обязательств по предоставлению кредитов);
г) непредвиденные риски, связанные с возможными кризисными явлениями в экономике Российской Федерации, природными и техногенными катастрофами, стихийными бедствиями, что может привести к повышению уровня инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, сокращению бюджетных доходов, потребовать осуществления непредвиденных дополнительных расходов бюджетных средств.
Указанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Программы.
Меры управления рисками, способными развиться при реализации Программы:
N п/п | Наименование риска | Уровень влияния риска на реализацию Программы | Меры по снижению степени риска |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Институционально-правовые риски: отсутствие нормативного регулирования реализации основных мероприятий Программы; недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных программных мероприятий | умеренный | Принятие нормативных правовых актов города, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ; усиление контроля за осуществлением институционально-правовых преобразований в этой сфере |
2 | Организационные риски: неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Программы | умеренный | Повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей Программы для своевременной и эффективной реализации программных мероприятий |
3 | Недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к изменению тенденций экономического развития и организационным изменениям в системе органов государственной власти | умеренный | Координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей Программы; налаживание соответствующих административных процедур; усиление контроля за ходом реализации Программы |
4 | Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию Программы; отказ кредиторов от обязательств по предоставлению кредитов | высокий | Обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Программы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами ее реализации |
5 | Непредвиденные риски: резкое ухудшение состояния экономики, природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия | высокий | Осуществление соответствующего прогнозирования с учетом перспектив социально-экономического развития (пессимистический и оптимистический прогнозы) |
Из названных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу срыва ее выполнения.