Финансово-экономическое обоснование необходимости увеличения объемов средств на социальные выплаты (доплаты к пособию по безработице) на 2015 - 2016 годы
Федеральным законом от 01.12.2014 N 399-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с выплатой пособия по безработице, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Законом города Севастополя от 26.12.2014 N 95-ЗС "Об установлении доплат к пособиям по безработице отдельным категориям граждан, признанных в установленном порядке безработными и проживающих на территории города федерального значения Севастополя" и постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2014 N 663 "О порядке финансирования доплат к пособиям по безработице", в целях сохранения размеров пособия по безработице, назначенного в 2014 году в соответствии с указанным законодательством, введена мера социальной поддержки в виде доплаты к максимальной величине пособия по безработице - доплата к пособию по безработице из средств бюджета города Севастополя.
Численность и структура получателей пособия по безработице на 2015 год были спрогнозированы на основе нормативно-правовой базы в сфере занятости населения, которая действовала в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на 21 февраля 2014 г., и на основе Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
При расчете средств для доплаты к пособию по безработице из бюджета города Севастополя на 2015 год учитывался прогноз, что численность безработных, зарегистрированных в установленном порядке, в 2015 году составит в среднемесячном исчислении 2247 человек, из них 1856 гражданам положена выплата пособия по безработице, из которых:
- 799 человек - граждане, которым выплата пособия была назначена в 2014 году;
- 1057 человек - из числа безработных, зарегистрированных в 2015 году.
В целом по группе безработных, которым социальные выплаты были назначены до 2015 года, по действовавшему на тот момент законодательству о занятости, на 2015 год средний размер пособия по безработице был спрогнозирован на уровне 7135 рублей:
- 4739 рублей - средний размер пособия по безработице, рассчитанный по законодательству Российской Федерации, с финансированием в форме субвенции из федерального бюджета;
- 2396 рублей - доплата к пособию по безработице из бюджета города Севастополя.
Таким образом, Законом города Севастополя о бюджете города Севастополя на 2015 год общая сумма доплаты к пособию по безработице установлена в объеме 22968,0 тыс. рублей.
В I квартале 2015 года для 954 безработных, зарегистрированных в период до 2015 года, в соответствии с законодательством о занятости была произведена доплата к пособию по безработице, фактический размер которой в среднем составил 5956 рублей против 2396 рублей по прогнозу (рост в 2,5 раза). Как следствие, затраты на выплату доплаты к пособию по безработице за счет средств бюджета города Севастополя за I квартал 2015 года составили 15814,3 тыс. рублей, или 68,9% к годовой смете.
Сложившаяся ситуация объясняется тем фактом, что прогнозная оценка среднемесячного размера доплаты к пособию по безработице для отдельных категорий безработных в рамках двух законодательств осуществлялась впервые, на основе рекомендаций, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом профессиональной структуры безработных, сформировавшейся в марте - октябре 2014 года.
В ноябре - декабре 2014 года, на фоне продолжавшихся процессов реорганизации и ликвидации организаций и учреждений (органы управления всех уровней, финансово-банковские учреждения) в городском центре занятости был отмечен рост регистрации высвобожденных работников с высоким уровнем среднемесячной заработной платы. В соответствии с законодательством о занятости социальные выплаты данным гражданам были отсрочены на срок до 3 месяцев и назначены начиная с января 2015 года. В январе - марте 2015 года впервые была назначена доплата к пособию по безработице 235 безработным гражданам, зарегистрированным в 2014 году. Эти процессы существенно повлияли как на структуру безработных, которым назначаются социальные выплаты, так и среднего размера доплаты к пособию по безработице.
С учетом тенденций на зарегистрированном рынке труда города ожидается, что затраты на выплату доплаты к пособию по безработице отдельным категориям граждан, зарегистрированных в органах службы занятости до 2015 года, в целом за 2015 год составят 35018,6 тыс. рублей:
35018,6 тыс. рублей = 591 чел. x 4937,76 руб. x 12 месяцев, где:
- 591 чел. - ожидаемая численность получателей доплаты в среднемесячном исчислении;
- 4937,76 рубля - ожидаемая среднемесячная доплата в расчете на одного безработного;
- 12 месяцев - средняя продолжительность выплаты доплаты.
На основании вышеизложенного, с целью безусловного выполнения обязательств по социальным выплатам в отношении граждан, потерявших работу, необходима корректировка расходных обязательств бюджета города Севастополя в 2015 году в сторону увеличения на 12050,6 тыс. рублей.
Кроме того, у граждан, уволенных по сокращению штатов и зарегистрированных в качестве безработных в конце 2014 года, в связи с отсрочкой на 3 месяца выплаты пособия по безработице, срок окончания выплаты пособия по безработице наступает только в 2016 году.
Также выделена отдельная категория граждан, зарегистрированных в 2014 году в качестве безработных (граждане предпенсионного возраста), которая в соответствии с законодательством о занятости имеет право на получение социальных выплат в течение 720 дней, то есть период выплаты пособия по безработице и доплаты к нему у данной группы безработных заканчивается в 2016 году.
По прогнозу затраты на выплату доплаты к пособию по безработице отдельным категориям граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в период до 2015 года, в целом за 2016 год составят 1908,0 тыс. рублей:
1908,0 тыс. рублей = 106 чел. x 6000,0 руб. x 3 месяца, где:
- 106 чел. - ожидаемая численность получателей доплаты в 2016 году в среднемесячном исчислении;
- 6000,0 рубля - ожидаемая среднемесячная доплата в расчете на одного безработного;
- 3 месяца - средняя продолжительность выплаты доплаты.
Таким образом, затраты по осуществлению выплат доплаты к пособию по безработице (включая расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг) отдельным категориям граждан, зарегистрированных в органах службы занятости по состоянию на 31.12.2014, в целом за 2015 - 2016 годы составят 37120,1 тыс. рублей.