После возвращения города Севастополя и Республики Крым в состав Российской Федерации объективной реальностью стала проблема ликвидации отставания региона в процессах смены технологического уклада, создания благоприятных условий для начала в регионе новой индустриальной революции, и базирующейся на знаниях и технологиях. Основной вектор развития региона сместился в сторону человека. В ближайшие 5 - 6 лет необходимо решить три основные задачи:
1. Обеспечить достойное качество жизни жителей Севастополя и Крыма и его неуклонный рост.
2. Вывести город Севастополь на уровень экономически самостоятельного региона РФ.
3. Вернуть город Севастополь в состав равноправных участников мирового сообщества и мирового рынка товаров, технологий и услуг.
Внедрение современных технологий в корне меняет процессы производственной деятельности предприятий всех форм собственности, повышает конкурентную способность выпускаемой продукции, создает необходимые условия для изменения механизмов управления производством, системы исполнительной власти города и городского самоуправления. Вместе с изменениями производства повышается эффективность функционирования системы государственного управления, и в первую очередь - на городском и региональном уровнях.
В этих процессах одним из важнейших факторов, определяющих темпы решения поставленных задач социально-экономического развития города Севастополя и Крымского региона, является внедрение современных технологий, в том числе навигационных, информационных и геоинформационных технологий с использованием возможностей национальной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Комплексный подход в данном вопросе способен придать экономике города Севастополя инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения, расширить спектр оказываемых услуг в различных отраслях, включая транспорт, промышленное производство, сельское хозяйство, дорожное строительство, здравоохранение, образование и, конечно же, оборонный комплекс.
В силу объективных экономических причин, практического отсутствия действующей региональной нормативной правовой базы в сфере внедрения и широкого использования спутниковых навигационных, геоинформационных и информационных технологий ГЛОНАСС в городе Севастополе необходимые для продвижения в этой сфере мероприятия реализуются недостаточно системно и не в полной мере. Сложившиеся условия временно, в переходный период, не позволяют органам государственной власти города Севастополя использовать имеющиеся возможности для организации эффективного управления экономикой города и мониторинга состояния ее ключевых отраслей, в том числе на основе геоинформационных решений.
Российская Федерация с 1995 года владеет национальным достоянием - высокоорбитальной отечественной навигационной системой ГЛОНАСС, орбитальная группировка полного состава (24 спутника) позволяет обеспечить непрерывную глобальную навигацию всех типов потребителей с различным уровнем требований к качеству навигационного обеспечения. В целях развития системы Президентом и Правительством РФ утвержден ряд директивных документов, направленных на развитие и использование глобальной навигационной системы. Этими документами предусмотрено создание глобального навигационного поля для определения координат объектов с высокой степенью точности и достоверности, внедрение спутниковых навигационных технологий в информационные контуры управления движением транспортных средств различного назначения, повышение уровня безопасности при значительном снижении эксплуатационных расходов в дорожно-транспортном комплексе региона, картографическое обеспечение и кадастровое дело и т.д. На федеральном уровне практически проведена вся необходимая и сложная работа по формированию контура будущего рынка навигационных и других услуг, получаемых в результате космической деятельности. В ближайшие 2 - 3 года ожидается стремительный рост числа применяемых устройств, использующих космические навигационные технологии, оборудование и LBS-услуги (Location-Based Service - это услуги, предоставляемые абоненту сети сотовой связи, которые базируются на определении местоположения мобильного телефона пользователя).
Главной проблемой, на решение которой направлена настоящая государственная программа "Внедрение и развитие информационно-навигационных и геоинформационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития города Севастополя на период 2014 - 2015 годов" (далее - Программа), является устранение существующего несоответствия между уникальными возможностями системы ГЛОНАСС и уровнем их использования при решении сложных задач социально-экономического развития города Севастополя. Пока два основных направления внедрения навигационных технологий удерживают лидерство в Севастополе - это автомобильный транспорт и LBS-услуги на базе смартфонов, т.е. услуги на основе определения местоположения объектов мобильными устройствами с интегрированной функцией навигации. Однако уже становится востребованной высокоточная навигация в сферах геодезии и картографии, страхования, сельского хозяйства, дорожного строительства, и это огромный сегмент расширения рынка навигационного оборудования и услуг, не меньший, чем применение навигации на транспорте.
Причинами несоответствия достигнутого уровня использования современных навигационных и геоинформационных технологий потенциальным возможностям спутниковой системы ГЛОНАСС во многих сферах жизнедеятельности города являются:
- недостаточная информированность органов власти, других конечных пользователей о готовых к использованию и создаваемых спутниковых, навигационных технологиях ГЛОНАСС и других результатах космической деятельности;
- отсутствие необходимой координации деятельности в этой сфере в городе;
- отсутствие централизованного сбора, обработки, хранения и представления пространственных данных средствами региональной геоинформационной и навигационной инфраструктуры г. Севастополя;
- практическое отсутствие региональной инфраструктуры использования результатов космической деятельности, особенно инфраструктуры оказания услуг органам исполнительной власти города, юридическим лицам;
- полное отсутствие системы подготовки и повышения квалификации специалистов - пользователей спутниковых навигационных и информационных технологий и других результатов космической деятельности.
Масштаб задач по внедрению технологий ГЛОНАСС указывает на необходимость консолидировать организационные, технологические и экономические ресурсы города Севастополя, используя программно-целевой метод формирования бюджета. Применение программно-целевого метода позволит:
- обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджетов разных уровней, а также привлекаемых из внебюджетных источников, при решении задач в области использования спутниковых навигационных технологий;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств на предоставление продуктов и услуг на основе использования современных спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС, в том числе за счет координации мероприятий и ликвидации дублирования в этой области, реализуемых в различных программах и проектах;
- обеспечить комплексный подход при получении, обработке, хранении и комплексном представлении информации, полученной космическими и другими информационными средствами;
- реализовать механизмы государственно-частного партнерства, сформировать необходимые условия и правила рынка продуктов и услуг на основе использования современных спутниковых навигационных технологий.
Основным результатом деятельности юридических лиц по внедрению в Севастополе навигационных технологий до принятия данной Программы явилось их опытное проникновение в сферы здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирских автобусных и морских катерных перевозок, в транспортные средства строительной отрасли, сельского хозяйства, в железнодорожные перевозки и в сферу оказания информационных услуг населению. При этом объекты региональной инфраструктуры использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности целенаправленно не создавались, а единственным существующим государственным центром оказания информационных услуг горожанам является "Служба информации населения города Севастополя" (Служба "1563"). В инициативном порядке юридические лица, внедряющие навигационные технологии, и руководство Службы "1563" организовали обмен навигационной информации о работе морских паромов, о работе в Балаклаве системы обращения с твердыми бытовыми отходами, о передвижении автотранспорта КП "Энергосервис", выполняющего заявки жителей города по восстановлению электроснабжения домов частного сектора, о передвижении машин скорой помощи и других транспортных средств различного назначения. Данные мероприятия показали большую перспективу навигационно-информационной деятельности в интересах социально-экономического развития города и оказания таких услуг населению. Они же позволили выявить проблемы, сильные и слабые стороны работы ответственных в данной сфере деятельности органов исполнительной власти.
Основные проблемы деятельности:
- отсутствие комплексной программы навигационной деятельности с использованием возможностей системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в городе и Крымском регионе в целом;
- неопределенность полномочий различных структур, создаваемых по разным федеральным, региональным, муниципальным программам, но использующих одни и те же навигационные и информационные результаты космической деятельности;
- частая смена требований к навигационному оборудованию и тахографам;
- практическое отсутствие системы обучения специалистов в сфере использования возможностей системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности;
- недоступность учебных пособий и материалов для самостоятельного изучения;