ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2008 года N 340-П

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.09.2008 N 244-П


В соответствии с решением комиссии при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 29.10.2008, в связи с уточнением показателей проекта областного бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов Правительство Ивановской области постановляет:

Внести в постановление Правительства Ивановской области от 24.09.2008 N 244-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы" (Собрание законодательства Ивановской области, N 38 (408), 03.10.2008) изменения, изложив приложение в новой редакции (прилагается).

Губернатор Ивановской области

М.А. МЕНЬ

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области


от 17.12.2008 N 340 - п

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области


от 24.09.2008 N 244-п

Долгосрочная целевая программа "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы

1. Паспорт долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы (далее - программа)

2. Социально-экономическая проблема Ивановской области


Наименование программы

Дети Ивановской области

Срок реализации   программы

2009 - 2013 годы

Администратор программы

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

Перечень исполнительных   органов государственной   власти Ивановской   области, реализующих   отдельные мероприятия   программы

Департамент социальной защиты населения   Ивановской области,   Департамент образования Ивановской области,   Департамент здравоохранения Ивановской области,   Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области,   комитет Ивановской области по спорту

Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья детей,   повышение возможностей их развития в различных сферах жизнедеятельности

Целевые индикаторы   программы

1. Удельный вес детей I группы здоровья в общем количестве  детей.   2. Уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми.   3. Смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) на 1000  новорожденных   соответствующего года рождения.   4. Уровень первичной инвалидности детей в возрасте от 0 до 17 лет  (включительно) на 10000 детей.   5. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие  в областных мероприятиях.   6. Удельный вес детей из семей, находящихся в социально опасном положении, от  общей численности детского населения.   7. Доля детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных  учреждениях для несовершеннолетних, от общего количества детей из семей,  находящихся в социально опасном положении.   8. Количество несовершеннолетних, совершивших преступления.   9. Количество детей - победителей областных   мероприятий, принявших участие в общероссийских и международных олимпиадах  школьников.   10. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных  на семейные   формы воспитания, от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей

Ожидаемые результаты   реализации программы

1. Увеличение доли детей с I группой здоровья до   37,5%.   2. Младенческая смертность - на уровне 7,8 промилле на 1000 родившихся  живыми.   3. Уровень смертности детей в возрасте 0 - 4 года (включительно) - 10,1 на 1000  новорожденных   соответствующего года рождения.   4. Снижение показателя первичной инвалидности детей в возрасте 0 - 17 лет  (включительно) до уровня 21,2 на 10000 детей.   5. Увеличение количества детей с ограниченными   возможностями здоровья, принявших участие в   областных мероприятиях, на 20%.   6. Снижение доли детей из семей, находящихся в   социально опасном положении, до 2,2%.   7. Стабилизация удельного веса детей, получивших   социальную реабилитацию в специализированных   учреждениях для несовершеннолетних.   8. Сокращение количества несовершеннолетних   детей, совершивших преступления, на 5%.   9. Увеличение количества одаренных детей -   победителей областных мероприятий, принявших   участие в общероссийских и международных   олимпиадах школьников, на 5%.   10. Увеличение доли детей-сирот и детей,   оставшихся без попечения родителей, переданных   на семейные формы воспитания, до 67,0%




Задачи программы

Обеспечение лечебным питанием ежегодно детей с рождения до 18  лет, больных фенилкетонурией,   галактоземией, состоящих на диспансерном учете,   не являющихся детьми-инвалидами.   Обеспечение детей первых трех лет жизни,   страдающих болезнями мочеполовой системы,   болезнями органов пищеварения, бронхиальной   астмой, болезнями органов дыхания, нервной   системы, лекарственными средствами по перечню,   утвержденному Департаментом здравоохранения   Ивановской области, для лечения в амбулаторных   условиях в муниципальных учреждениях   здравоохранения, оказывающих амбулаторно-   поликлиническую помощь.   Повышение качества диагностики и лечения детей   Ивановской области в ГУЗ Ивановской области   "Областная детская клиническая больница".   Обновление на 50% компьютерной техники для   ведения электронного банка данных о детях,   находящихся в социально опасном положении.   Издание ежегодно не менее 3 информационных   материалов, посвященных защите прав и интересов   детей.   Организация ежегодно 7 мероприятий для   несовершеннолетних, находящихся в социально   опасном положении, и социально значимых   мероприятий для 2500 детей.   Подготовка к новому учебному году не менее 1200   детей из семей, находящихся в трудной жизненной   ситуации.   Обновление бытового, коррекционно-развивающего оборудования, автотранспорта  для 12 учреждений и отделений социального обслуживания семьи и детей.   Повышение качества подготовки детей в учреждениях общего и дополнительного  образования.   Организация ежегодно не менее 10 мероприятий,   направленных на выявление и развитие одаренности детей.   Поддержка ежегодно не менее 100 одаренных детей.   Обновление оборудования 4 учреждений социального обслуживания, образования,  культуры для детей-инвалидов.   Реализация социального проекта "Мир без барьеров".   Организация ежегодно не менее 3 мероприятий для   600 детей-инвалидов.   Организация работы центров подготовки приемных родителей и служб  сопровождения замещающих семей на базе 7 областных государственных учреждений  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   Обеспечение работы регионального банка данных о   детях, оставшихся без попечения родителей.   Организация участия не менее 3000 детей-сирот и   детей, оставшихся без попечения родителей, в   культурных мероприятиях.   Обеспечение жильем детей-сирот и детей,   оставшихся без попечения родителей, не имеющих   закрепленного жилого помещения.   Организация современных образовательных и   бытовых, приближенных к семейным, условий   проживания и образования детей в 8 учреждениях   для детей-сирот и детей, оставшихся без   попечения родителей.   Приобретение не менее 15 единиц автотранспорта   для детских домов и школ-интернатов взамен устаревшего и изношенного

Объем бюджетных   ассигнований на   реализацию программы (по годам реализации)

Общий объем финансирования программы на 2009 - 2013 годы -  350522,9 тыс. руб., в т.ч.   2009 год - 49834,6,   2010 год - 70107,2,   2011 год - 69623,5,   2012 год - 79657,7,   2013 год - 81299,9




2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена программа, и прогноз развития ситуации

В условиях сложившейся в Ивановской области демографической ситуации актуален вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их жизнедеятельности. Масштабность, сложность, многообразие проблем обуславливает необходимость их комплексного решения, разработки и осуществления бюджетозатратных программных мероприятий и проектов при консолидации усилий органов исполнительной власти различных уровней и негосударственных организаций.

В Ивановской области проживает 181354 ребенка в возрасте до 17 лет. За последние пять лет численность детского населения в возрастной группе от 0 до 14 лет сократилась на 19,6%, от 15 до 17 лет - на 8,5%.

К числу наиболее уязвимых категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-инвалиды (3723 ребенка), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (3878 детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (4532 ребенка). Вместе с тем поддержка со стороны государства необходима и одаренным детям (в учреждениях дополнительного образования обучаются 8000 детей).

Для Ивановской области характерен высокий уровень общей заболеваемости детей, который не имеет тенденции к снижению. Удельный вес детей I группы здоровья составляет 22,4% (в среднем по России - 32%). По сравнению с 2006 годом заболеваемость новорожденных в 2007 году снизилась на 13,5%, однако общая заболеваемость детей до года увеличилась на 9%, до 14 лет - на 10%, подростков с 15 до 17 лет - на 1,8%. В структуре заболеваний преобладают болезни органов дыхания, заболевания нервной системы, травмы и отравления.

Каждый третий ребенок имеет хроническое заболевание. Среди больных детей 42% имеют 2 - 4 заболевания, а 1,5% - 5 и более болезней.

Ежегодно растет доля детского травматизма, который нередко приводит к инвалидности детей.

Уровень детской инвалидности, несмотря на позитивную динамику, остается высоким. В 2007 году на учете в учреждениях здравоохранения состоит 3723 ребенка-инвалида (205,3 на 10000 детского населения), что на 115 человек меньше, чем зарегистрировано в 2006 году. Вместе с тем самая многочисленная группа - это дети с 0 до 4 лет. Впервые установленная инвалидность в 2007 году снизилась в сравнении с 2006 годом на 11,3% (с 30,1 до 26,7 на 10000 населения).

Количество детей с врожденными аномалиями ежегодно увеличивается (за последние 10 лет более чем в 5 раз). В структуре детской смертности всех возрастных групп смертность от врожденных аномалий является одной из основных причин. Уровень смертности новорожденных детей с врожденной хирургической патологией остается очень высоким - до 30 - 70%, что во многом связано с отсутствием условий для оперативного лечения и послеоперационного выхаживания детей.

Таким образом, показатели здоровья детей в Ивановской области ниже среднероссийского, а существующая материально-техническая база учреждений родовспоможения и детства не позволяет обеспечить эффективную медицинскую помощь. Необходима модернизация и развитие системы неотложной помощи, специализированных служб, организация своевременной диагностики заболеваний детей из сельской местности и районов, внедрение новых технологий, сокращающих восстановительный период.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают особыми потребностями. Полноценная жизнь подавляющего большинства детей-инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, в том числе оказания реабилитационных услуг, обеспечения вспомогательными средствами и приспособлениями, иных форм поддержки.

Для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной помощи детям-инвалидам необходимо создать систему профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, укреплять материально-техническую базу специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов.

Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей детей-инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, способствовать интеграции их с обществом.

В числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества остается проблема безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

По состоянию на 01.01.2008 в областной автоматизированный банк данных внесено 2848 семей, находящихся в социально опасном положении, в составе которых 4532 ребенка.

Учет семей данной категории осуществляется территориальными органами исполнительной власти Ивановской области по социальной защите населения с использованием имеющейся компьютерной техники на основе программного комплекса "Адресная социальная помощь". В электронные карточки учета вносятся не только сведения о семьях и детях, но и профилактические меры, принимаемые органами системы профилактики, что делает возможным проанализировать их эффективность.

Однако проведенный мониторинг состояния компьютерной техники показал, что в большинстве районов ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям, что значительно снижает оперативность ввода и анализа данных.

В 2008 году в рамках областной целевой программы за счет средств областного бюджета в сумме 280,0 тыс. руб. приобретено 14 компьютеров, что составляет половину от общей потребности в компьютерной технике.

Органами и учреждениями социальной защиты населения совместно с субъектами системы профилактики осуществляется индивидуальная профилактическая работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. В 2007 году удалось достигнуть определенных результатов в работе по устранению семейного неблагополучия: снято с учета в связи с улучшением положения 638 семей, что в 3 раза больше, чем в предыдущем году. По итогам года количество семей, находящихся в социально опасном положении, сократилось на 2%, однако общее их количество остается достаточно высоким.

Развитие получила такая форма работы, как социальный патронаж. По данным на 01.01.2008 на социальном патронаже находилось 466 семей. В течение 2007 года с учета снята 121 семья, в том числе 74 - в связи с улучшением ситуации.

В целях решения проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, а также оказания экстренной помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в Ивановской области функционирует сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних. Необходимость проведения капитального и текущего ремонта, обновления материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих комплекс реабилитационных мероприятий с ребенком и его семьей, снижают результативность предпринимаемых действий. В рамках имеющихся бюджетных ассигнований решение обозначенных проблем невозможно.

Большое значение для формирования у подростков, особенно нуждающихся в особой заботе государства, ценности семейного образа жизни, здоровьесберегающих установок имеют социально значимые мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню защиты детей, Дню матери. Ежегодно в данных мероприятиях принимают участие более 2,5 тыс. детей.

Состояние социального сиротства в Ивановской области можно охарактеризовать следующими основными положениями.

На начало 2008 года в Ивановской области официально зарегистрировано 5644 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2007 году органами опеки и попечительства выявлено 1257 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 1% меньше, чем в 2006 году (1243 человека).

Из общего числа выявленных на воспитание в семьи устроено 864 ребенка (68,7%). При этом в учреждения для детей-сирот направлены 330 детей, оставшихся без попечения родителей (26,3%), в 2006 году - 408. Ситуация в целом соответствует общей тенденции, связанной с развитием семейных форм воспитания, но еще не позволяет говорить об устойчивом приоритете семейной формы устройства над устройством в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках областной целевой программы "Дети Ивановской области на 2007 - 2009 годы" в 2007 - 2008 годах началась работа по организации системы профессионального сопровождения замещающих семей путем перепрофилирования детских домов в учреждения, осуществляющие комплекс услуг по поиску, подбору и обучению, консультированию и сопровождению замещающих семей. В настоящее время в области функционируют 2 Центра подготовки приемных родителей и 3 уполномоченные службы по устройству детей в семью, которые доказали свою эффективность. В 2007 году услугами этих структур воспользовались более 400 российских граждан. Вместе с тем есть потребность в расширении сети подобных учреждений путем создания не менее 4 уполномоченных служб содействия органам опеки и попечительства по передаче детей-сирот в семьи граждан и сопровождения замещающих семей, 3 центров подготовки приемных родителей.

В Ивановской области в настоящее время функционируют 15 областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 12 детских домов и 3 специальные (коррекционные) школы-интерната, в которых на 01.04.2008 проживало 818 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет.

Объемы финансирования, предусмотренные бюджетом Ивановской области на 2007 - 2008 годы на поддержание материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были значительно меньше реальных потребностей учреждений.

Основная часть учреждений не отвечают современным требованиям проживания детей в условиях стационара, более 50% нуждаются в капитальном ремонте. Износ учебной и бытовой мебели, средств обучения, реабилитационного оборудования в школах-интернатах достигает 70%. В целях развития материально-технической базы детских домов и создания в них условий проживания воспитанников, максимально приближенных к домашним, необходимо провести соответствующие работы как минимум в 6 учреждениях.

Проблема социализации выпускников детских домов и школ-интернатов невозможна без решения жилищного вопроса. В течение последних лет за счет средств областного бюджета осуществлялось финансирование приобретения жилья для данной категории нуждающихся. Однако решение этой проблемы еще далеко от своего завершения, поскольку очередь на предоставление жилья среди детей-сирот составляет свыше 1700 человек.

Современные социально-экономические условия требуют развития творческих способностей учащихся, организации исследовательской деятельности, привлечения к работе с одаренными и талантливыми детьми ученых и специалистов вузов, стабильной поддержки интеллектуальной (академической), творческой (художественной), социальной (лидерской) и спортивной (двигательной) одаренности учащихся, в т.ч. детей-инвалидов. Доля детей - участников российских и международных смотров, конкурсов, участников творческой школы "Волжский художник", мастер-классов в течение ряда лет сокращается из-за значительного повышения стоимости вступительных взносов, путевок, транспортных расходов.

Ежегодно в области организуется более 100 региональных олимпиад, конкурсов, соревнований. Вместе с тем проводятся областные этапы только 30 из 124 мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта "Образование" с целью поддержки творческой молодежи. Оптимальное количество подобных мероприятий - не менее 50.

Кроме того, недостаток финансирования не позволяет организовать областные мероприятия на необходимом уровне, поэтому недостаточно результативно участие учащихся Ивановской области в мероприятиях общероссийского уровня.

В этой связи необходимо предусмотреть возможность создания и улучшения благоприятной обучающей и развивающей среды, способствующей раскрытию одаренности детей, формирования единого информационного пространства и объединения материальных, финансовых и интеллектуально-творческих возможностей заинтересованных ведомств, организаций и органов местного самоуправления.

Приведенная информация свидетельствует о необходимости принятия и осуществления на региональном уровне долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы.

N

Наименование показателя

2004

2005

2006

2007

2008   (оценка)

1.

Общая численность детского   населения (человек)

208110

197880

188902

181354

181354

2.

Удельный вес детей I группы   здоровья

27,4

26,9

23,6

22,3

30,0

3.

Младенческая смертность (на   1000 родившихся живыми)

10,7

10,7

9,2

7,8

7,8

4.

Смертность детей в возрасте   от 0 до 4 лет (включительно)   (на 1000 новорожденных)

13,2

13,8

11,4

10,1

10,1

5.

Показатель первичного выхода   на инвалидность детей в   возрасте от 0 до 17 лет (на   10000 детей)

38,7

31,9

28,9

30,0

22,3

6.

Количество детей-инвалидов

5061

4929

4653

4467

4467

7.

Количество детей с   ограниченными возможностями здоровья, принявших участие   в областных мероприятиях

300

350

316

550

550

8.

Количество детей из семей,   находящихся в социально   опасном положении

4473

5140

4662

4765

4765

9.

Количество несовершеннолетних,   совершивших преступления

1510

1395

1360

1232

1232

10.

Количество семей, имеющих   детей, получивших различные   виды помощи в органах и   учреждениях социальной   защиты населения

17698

16923

18633

13746

13746

11.

Количество детей, получивших   социальную реабилитацию в   специализированных   учреждениях для   несовершеннолетних

3530

2989

3335

2349

2349

12.

Количество детей,   участвующих в областных,   общероссийских и   международных предметных   олимпиадах школьников

12

12

15

16

16

13.

Количество детей,   участвующих в   межрегиональных,   общероссийских и   международных фестивалях,   конкурсах, выставках

16

17

35

48

48

14.

Количество детей-сирот и   детей, оставшихся без   попечения родителей

5645

6014

5658

5644

5644

15.

Доля детей-сирот и детей,   оставшихся без попечения   родителей, переданных на   семейные формы воспитания

55,9

55,0

59,5

64,0

64,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»