Для достижения поставленной цели, финансирования мероприятий и обеспечения планируемой динамики развития туристской отрасли предполагается использовать следующие действующие региональные долгосрочные программы:
региональная долгосрочная целевая программа "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области";
региональная долгосрочная целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области";
региональная долгосрочная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области".
Для реализации Стратегии предполагается значительно (в 7-10 раз) расширить объем мероприятий и объем финансирования региональной долгосрочной целевой программы "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области", подпрограммы "Развитие туризма в Кемеровской области".
Дополнительных изменений в региональные долгосрочные целевые программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" и "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области" не требуется.
Так, по программе "Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области" в процессе реализации инвестиционных проектов частно-государственного партнерства предполагается строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (в том числе строительство и реконструкция линий электропередачи для туристских комплексов, дорог, мостов, объектов водоснабжения, комплексов очистных сооружений и др.). Для активизации привлечения частных инвестиций в отрасль предполагается использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.
Объекты базовой инфраструктуры, капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости (в том числе сети энергоснабжения, водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения) финансируются из средств федерального и регионального бюджета согласно федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)". Также предполагается апробация механизма субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным инвесторами в российских кредитных организациях и направляемым в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости. Бюджетные средства, предусмотренные на государственные капитальные вложения в форме субсидий, подлежат направлению на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Подготовка проектной документации по инвестиционным проектам строительства инженерной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств инвесторов или средств регионального бюджета в зависимости от конкретного проекта.
Частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов, гостиничных комплексов, объектов индустрии развлечений и др.
Реализация Стратегии предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса задач:
1. Консолидация средств для реализации приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма в Кемеровской области.
2. Комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма с использованием кластерного подхода при отборе проектов, планируемых к реализации.
3. Привлечение инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.
4. Эффективное целевое использование средств федерального бюджета, бюджета Кемеровской области и муниципальных бюджетов, а также средств внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов.
5. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты окружающей среды.
Для стимулирования развития туристской отрасли предполагается задействовать следующие механизмы частно-государственного партнерства:
формирование и развитие Западно-Сибирского горнолыжного кластера;
присвоение статуса приоритетных туристско-рекреационных зон наиболее перспективным территориям для развития туризма;
увеличение количества и повышение эффективности работы зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа;
развитие общественных организаций и саморегулируемых обществ;
формирование центра ответственности (самостоятельное агентство либо уполномоченная организация) за управление информационными потоками в отрасли, реализацию программ поддержки приоритетных видов туризма и рекламно-информационного продвижения Кемеровской области на федеральном уровне.
5.1. Формирование и развитие Западно-Сибирского горнолыжного кластера
В качестве механизма динамичного развития и поддержки горнолыжного туризма предлагается использовать формат горнолыжного кластера регионального уровня с постепенным расширением до межрегионального (Западно-Сибирского) уровня.
Кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу. Географические точки наибольшей концентрации сегментов кластера и факторов производства формируют ядро кластера. Ядром горнолыжного кластера являются туристские ресурсы (горные системы Горной Шории, Кузнецкого Алатау, Салаирского кряжа и другие объекты), пригодные по своим характеристикам для развития горнолыжного туризма, сконцентрированные в туристических зонах. Вторым ядром кластера является туристская инфраструктура (коллективные средства размещения, подъемники, горнолыжные трассы и трамплины, объекты проката специализированного оборудования и инвентаря и другие объекты), позволяющая на основе туристских ресурсов производить туристический продукт (услуги по размещению, питанию, прокату, подъему на гору, инструктажу, проведению спортивных соревнований и другие). География кластера включает действующие и развивающиеся горнолыжные комплексы (курорты), зоны развития горнолыжного туризма в Кемеровской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Красноярском крае, Республике Хакасия и др.
Кластерная форма организации взаимодействия между туристическими фирмами, операторами инфраструктуры и операторами сопутствующей инфраструктуры позволит оперативно адаптировать внутренние структуры и внешние взаимосвязи к быстро меняющейся внешней среде. Территориальная концентрация, сочетание кооперации и конкуренции обеспечивают предприятиям кластера суммарные конкурентные преимущества по сравнению с отдельными (внекластерными) предприятиями. Это позволяет не только постоянно увеличивать объем сбыта на внутрирегиональном рынке, но и значительно повысить возможности развития въездного туризма. Экономические связи, лежащие в основе создания кластера, базируются на долгосрочных контрактах между туристическими и сопутствующими фирмами, осуществляются путем как вертикальных, так и горизонтальных взаимодействий между различными бизнес-субъектами.
Целями использования кластерной политики является повышение конкурентоспособности и потенциала предприятий туристской и сопутствующих отраслей, увеличение объемов туристского потока, эффективное развитие малого и среднего бизнеса, содействие диверсификации экономики отдельных муниципальных образований (Таштагольский и Промышленновский муниципальные районы, Тисульский район). В работе кластера могут быть задействованы предприятия следующих отраслей:
финансовые услуги (банковские, страхование);