Действующий

О Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года

1. Общие положения Стратегии


Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем Кемеровской области, обеспечивая развитие малого предпринимательства в малых городах, районах и моногородах, способствует росту доходов работающего и малообеспеченного населения. Являясь отраслью агрегирующего типа, туризм оказывает стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей, таких как транспорт, связь, общественное питание, сельское хозяйство, ремесленническая деятельность, пищевая промышленность, услуги в сфере развлечений и отдыха, торговля, бытовые услуги и др. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов, ухудшению экологии, напротив, отдельные виды туризма способствуют восстановлению природы, очистке загрязненных водоемов, восстановлению популяции некоторых видов рыбы и животных. Кроме того, развитие туризма содействует развитию международного и межрегионального сотрудничества, повышает культурный уровень населения, уровень патриотизма и самоидентификации жителей Кемеровской области.

Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 сентября 2009 г. N 860-р "О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области".

Под Стратегией понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в Кемеровской области.

Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение следующих общерегиональных задач современного этапа экономического развития Кемеровской области:

создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия (с учетом смежных отраслей) должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;

повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей Кемеровской области;

повышение конкурентоспособности экономики путем повышения привлекательности Кемеровской области как туристского направления;

обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований, включая моногорода, за счет увеличения доли туризма в валовом региональном продукте Кемеровской области.

Настоящая Стратегия предназначена определять приоритеты развития отдельных видов туризма в долгосрочной перспективе, обеспечивать согласованность действий органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления и субъектов туристской индустрии, определять приоритетные механизмы консолидации субъектов туристской индустрии для получения кумулятивного эффекта.

Настоящая Стратегия является логическим продолжением блока законов Кемеровской области, касающихся развития туристской деятельности, и долгосрочной целевой программы "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области".

1.1. Цели и задачи Стратегии

Целью реализации настоящей Стратегии является формирование в Кемеровской области современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для роста внутреннего и внешнего туристских потоков, а также развитие туристской инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения в качественном отдыхе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма.

2. Поддержка и развитие ключевых видов внутреннего и въездного туризма (горнолыжный туризм, спортивный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, сельский туризм, культурно-исторический туризм, деловой туризм, снегоходный туризм, приключенческий туризм, экологический туризм).

3. Повышение качества и конкурентоспособности туристских и сопутствующих услуг до международного уровня.

4. Стимулирование развития и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений, образование и др.).

6. Рекламно-информационное и имиджевое продвижение Кемеровской области как региона, благоприятного для развития туризма.

7. Развитие межрегионального сотрудничества с регионами Сибирского федерального округа в сфере туризма.

1.2. Приоритеты государственной политики Российской Федерации в развитии туризма

При формировании настоящей Стратегии учитываются приоритеты государственной политики на федеральном уровне, заложенные в следующих системных стратегических документах Российской Федерации и отраслевых ведомственных целевых программах:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утверждена приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. N 51;

федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является повышение уровня жизни российских граждан. Данный приоритет должен обеспечиваться в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном рынке.

Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Во многих субъектах Российской Федерации представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.

Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В 2009 году Российскую Федерацию посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами.[1]

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.