Действующий

О Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года

2. Анализ текущего состояния развития туристской отрасли


2.1. Основные тенденции в развитии туризма в мире и России

Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого, туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.

Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:

появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;

достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха)[5].

В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие - с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 процентов общего международного потока туристов;

активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;

специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;

круизный - морские и речные круизы;

деловой туризм, охватывающий индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в гг. Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.

Основные факторы, препятствующие росту туристского потока иностранных граждан в отдельных субъектах Российской Федерации, представлены на рис.1.

Рис. 1. Критичность факторов, препятствующих развитию въездного туризма иностранных граждан в субъекты Российской Федерации, по оценке туроператоров*     

________________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, развитие отдельных субъектов Российской Федерации происходит неравномерно. Таким образом, создание условий для качественного отдыха на территории Российской Федерации российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Классификация субъектов Российской Федерации по уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, представлена на рис. 2

Рис. 2. Классификация субъектов Российской Федерации по уровню туристского предложения, учитывающего уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала в Стратегии развития туризма в Российской Федерации[6].*

________________
     * Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  

Не в каждом субъекте Российской Федерации имеются богатые природные или историко-культурные туристские ресурсы, которые могут стать целью приезда для знакомства с ними тысяч туристов из других субъектов Российской Федерации и зарубежных государств. Таких субъектов в Российской Федерации немного, значительно больше субъектов Российской Федерации, бедных туристскими ресурсами высокого качества.[7] При этом развитие делового туризма зависит от других факторов, например, от экономического и инвестиционного потенциала региона, и согласно исследованиям компании "Стратеджи Партнерз" здесь у Кемеровской области есть значительный потенциал, т.к. она занимает 7-е место в общероссийском рейтинге.