Регионы-лидеры по конкурентоспособности для развития развлекательного и делового туризма[8]
Развлекательный туризм | Рейтинг | Деловой туризм | Рейтинг |
Краснодарский край | 1 | г . Москва | 1 |
г . Москва | 2 | Краснодарский край | 2 |
г . Санкт-Петербург | 3 | г . Санкт-Петербург | 3 |
Московская область | 4 | Московская область | 4 |
Ставропольский край | 5 | Нижегородская область | 5 |
Калининградская область | 6 | Новосибирская область | 6 |
Ленинградская область | 7 | Кемеровская область | 7 |
Нижегородская область | 8 | Красноярский край | 8 |
Самарская область | 9 | Свердловская область | 9 |
Ростовская область | 10 | Омская область | 10 |
К наиболее значимым проблемам развития туризма в субъектах Российской Федерации относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования. В настоящее время значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в Российской Федерации относятся к некатегорийным.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются: отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимых бизнес-структур, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
Кроме того, в Российской Федерации не производится требуемое оборудование для туристской деятельности, например, оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности). Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные, холодильные шкафы и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 звезд), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными для потребителей.
С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический и др.).
Для Российской Федерации с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.
Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
2.2. Анализ развития туризма в Сибирском федеральном округе
Сибирь богата природными рекреационными ресурсами, на базе которых развиваются разные виды природно ориентированного туризма: треккинг, рафтинг, спелеотуризм, альпинизм и т.д. На юге Сибири расположены горные системы Алтая, Саян, Прибайкалья, Забайкалья. Сибирский федеральный округ - это полноводные реки, большое число соленых и пресных озер, в том числе самое глубокое в мире пресноводное озеро Байкал, разнообразие флоры и фауны.
В округе развита сеть особо охраняемых природных территорий, среди которых особое место в развитии туризма занимают национальные парки: "Прибайкальский", "Забайкальский", "Шорский", "Катунский" и т.д.
Сибирский федеральный округ богат гидроминеральными ресурсами, на основе которых создана сеть курортов: "Белокуриха" в Алтайском крае, "Озеро Карачи" в Новосибирской области, "Озеро Шира" в Республике Хакасия, "Красноярское Загорье" в Красноярском крае и т.д. Наряду с отдельными курортами вблизи крупных городских поселений действует сеть санаторно-профилактических учреждений.
Историко-культурное наследие Сибири разнообразно, но в значительной мере уступает европейской части России, что объясняется более поздним освоением территории. Историко-культурный потенциал сосредоточен в старинных городах Томске, Красноярске, Иркутске, Мариинске, Барнауле и т.д., где сохранились многочисленные архитектурные памятники. Развита сеть музейных учреждений.
Из видов туризма в Сибирском федеральном округе наибольшее распространение имеют спортивно-самодеятельный, горнолыжный, экологический, познавательный, лечебно-оздоровительный, охотничий и рыболовный туризм.
В последние годы в Сибирском федеральном округе активно ведется строительство современных горнолыжных комплексов, четырех- и пятизвездочных гостиниц, новых туристских комплексов. Однако предлагаемый турпродукт по ценовой категории доступен для немногих жителей субъектов Российской Федерации.
Рекреационный потенциал Сибири используется пока недостаточно, но имеет значительные возможности для дальнейшего развития. Строительство новых туристских объектов за последние годы, расширение ассортимента предлагаемых турпродуктов и освоение новых туристских ресурсов позволили повысить уровень развития туристской отрасли в Сибирском федеральном округе и заложить основу для его дальнейшего укрепления.
К основным проблемам туристкой отрасли Сибирского федерального округа можно отнести имиджевые, инфраструктурные, ценовые и транспортные факторы, обозначенные на рис. 3.
Рис. 3. Основные проблемы развития туристской отрасли в Сибирском федеральном округе*
________________
* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящее время туризм определен ключевым направлением развития отдельных регионов Сибирского федерального округа, в ряде субъектов приняты стратегии и расширенные программы развития туристской отрасли, крупнейшие проекты включены в федеральные программы. Например, для развития туризма в Сибирском федеральном округе постановлением Правительства Российской Федерации были созданы четыре особых экономических зоны туристско-рекреационного типа:
особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала" в Иркутской области;
особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае;
особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань" в Республике Бурятия;
особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Алтайская долина" в Республике Алтай.
На территории указанных зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;