КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 01 марта 2013 года N 194-р

О Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года

(в ред. распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.06.2014 N 376-р)

В целях выработки мер по дальнейшему развитию туристской отрасли Кемеровской области и во исполнение пункта 2.4 плана мероприятий по формированию комплексной системы планирования в Кемеровской области, утвержденного распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.09.2009 N 860-р "О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области":

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма в Кемеровской области до 2025 года.

2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области Е.А. Пахомову.

3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

     Губернатор
     Кемеровской области
     А.М. Тулеев

Утверждена
распоряжением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 1 марта 2013 г. N 194-р

Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 года


Кемерово 2013

1. Общие положения Стратегии


Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем Кемеровской области, обеспечивая развитие малого предпринимательства в малых городах, районах и моногородах, способствует росту доходов работающего и малообеспеченного населения. Являясь отраслью агрегирующего типа, туризм оказывает стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей, таких как транспорт, связь, общественное питание, сельское хозяйство, ремесленническая деятельность, пищевая промышленность, услуги в сфере развлечений и отдыха, торговля, бытовые услуги и др. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов, ухудшению экологии, напротив, отдельные виды туризма способствуют восстановлению природы, очистке загрязненных водоемов, восстановлению популяции некоторых видов рыбы и животных. Кроме того, развитие туризма содействует развитию международного и межрегионального сотрудничества, повышает культурный уровень населения, уровень патриотизма и самоидентификации жителей Кемеровской области.

Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 7 сентября 2009 г. N 860-р "О формировании комплексной системы планирования в Кемеровской области".

Под Стратегией понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в Кемеровской области.

Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение следующих общерегиональных задач современного этапа экономического развития Кемеровской области:

создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия (с учетом смежных отраслей) должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;

повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей Кемеровской области;

повышение конкурентоспособности экономики путем повышения привлекательности Кемеровской области как туристского направления;

обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований, включая моногорода, за счет увеличения доли туризма в валовом региональном продукте Кемеровской области.

Настоящая Стратегия предназначена определять приоритеты развития отдельных видов туризма в долгосрочной перспективе, обеспечивать согласованность действий органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления и субъектов туристской индустрии, определять приоритетные механизмы консолидации субъектов туристской индустрии для получения кумулятивного эффекта.

Настоящая Стратегия является логическим продолжением блока законов Кемеровской области, касающихся развития туристской деятельности, и долгосрочной целевой программы "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области".

1.1. Цели и задачи Стратегии

Целью реализации настоящей Стратегии является формирование в Кемеровской области современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для роста внутреннего и внешнего туристских потоков, а также развитие туристской инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения в качественном отдыхе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма.

2. Поддержка и развитие ключевых видов внутреннего и въездного туризма (горнолыжный туризм, спортивный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, сельский туризм, культурно-исторический туризм, деловой туризм, снегоходный туризм, приключенческий туризм, экологический туризм).

3. Повышение качества и конкурентоспособности туристских и сопутствующих услуг до международного уровня.

4. Стимулирование развития и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений, образование и др.).

6. Рекламно-информационное и имиджевое продвижение Кемеровской области как региона, благоприятного для развития туризма.

7. Развитие межрегионального сотрудничества с регионами Сибирского федерального округа в сфере туризма.

1.2. Приоритеты государственной политики Российской Федерации в развитии туризма

При формировании настоящей Стратегии учитываются приоритеты государственной политики на федеральном уровне, заложенные в следующих системных стратегических документах Российской Федерации и отраслевых ведомственных целевых программах:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утверждена приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. N 51;

федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является повышение уровня жизни российских граждан. Данный приоритет должен обеспечиваться в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном рынке.

Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Во многих субъектах Российской Федерации представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.

Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В 2009 году Российскую Федерацию посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами.[1]

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

Для изменения сложившейся ситуации в России необходимо активное государственное участие в решении таких отраслевых проблем, как:

высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);

отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг.

Системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги. Целью развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма;

развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

создание новых приоритетных туристских центров;

рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;

повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;

обеспечение условий для личной безопасности туристов[2].

Изложенные выше приоритеты и задачи общефедерального уровня в полной мере нашли свое представление в настоящей Стратегии.

Кроме того, в Стратегии также учитывались и такие важнейшие приоритеты государственной политики Российской Федерации, как развитие системы стратегических информационных технологий, создание территориальных кластеров, стимулирование развития конкуренции, ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства, повышение роли общественных объединений (ассоциаций, союзов) и саморегулируемых общественных организаций. Данные приоритеты нашли отражение в направлениях работы для реализации задач, поставленных в Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года.

1.3. Приоритеты развития Сибири, затрагивающие развитие туризма

Согласно Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения Сибири на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию национальных стратегических интересов России в мировом сообществе[3].

Основными приоритетами социально-экономического развития регионов Сибири, поддерживаемыми государством в 2010-2020 годах и важными для оценки перспектив развития туризма, будут являться:

высококачественные услуги транспорта, финансового сектора, науки и образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры;

сохранение высокого качества экологической сферы, осуществляя экономический рост на базе экологически чистых технологий и ощутимо сокращая объемы выбросов загрязнителей в сложившихся ареалах экологического напряжения;

продолжение реализации комплекса мер по сохранению экологии трансграничных внутриконтинентальных вод, созданию сети особо охраняемых (в том числе трансграничных) природных территорий.

Сибирь располагает мощными рекреационными ресурсами, и ее уникальный туристско-рекреационный потенциал, помимо прочих, отнесен к конкурентным преимуществам Сибири. Развитие индустрии отдыха и туризма имеет ярко выраженную социальную направленность и должно стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири, относящихся как к категории депрессивных (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край), так и к промышленно развитым субъектам Российской Федерации (Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области).

В рамках реализации Стратегии предусматривается стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе действующих в сфере туризма.

Согласно основному сценарию развития экономики Сибири к 2020 году экспорт услуг достигнет в общем объеме экспорта 13-15 процентов и выйдет на объемы в 15-17,5 млрд. долларов США. Из них на транспортные услуги будет приходиться 40-45 процентов, на услуги образования и медицины - по 8-10 процентов, на туризм и рекреацию – 25-30 процентов, на науку и технологии – 16-20 процентов.

Так, для регионов с высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса (Алтайский край, Кемеровская, Омская, Новосибирская и Томская области) основной задачей является изменение структуры субъектов малого и среднего предпринимательства, организация доведения стартующего малого бизнеса до устойчивого уровня, а также налаживание кооперационных связей малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса. Еще одной задачей является развитие межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств. Решение поставленных задач подразумевает активизацию делового межрегионального и международного туризма.

Результатами решения поставленных задач к 2020 году должны стать увеличение вклада малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт, увеличение экспорта его услуг (туризм, транспорт, культура, спорт), решение ряда социальных проблем (повышение занятости населения, сокращение дифференциации по уровню доходов, обеспечение доступности и повышение качества услуг для населения).

1.4. Приоритеты развития Кемеровской области, затрагивающие развитие туризма

При разработке настоящей Стратегии были учтены следующие приоритетные задачи социально-экономического развития Кемеровской области:

повышение уровня диверсификации экономики Кемеровской области (особенно в малых городах/моногородах);

повышение уровня конкурентоспособности экономики Кемеровской области (за счет более эффективного использования имеющихся территориальных туристско-рекреационных ресурсов);

повышение уровня жизни жителей Кемеровской области (за счет вовлечения населения в сектор туристских услуг, увеличения налоговых отчислений, уровня занятости в муниципальных образованиях);

развитие человеческого капитала (за счет реализации потенциала для внутреннего туризма и рекреации);

обеспечение поддержки местных инициатив муниципальных образований (за счет организации планомерной работы по развитию туристско-рекреационного потенциала на муниципальном уровне совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований);

обеспечение поддержки малого бизнеса (за счет реализации мер по развитию институциональных условий и деловой среды в секторе туризма)[4].

2. Анализ текущего состояния развития туристской отрасли


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»