Сравнительные экономические показатели по Лесному плану Кемеровской области
Показатели | Единицы измерения | 2007 год | 2009 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Темп роста показателей к базовому периоду (2007 год) | |||||
2009 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |||||||||
Общий отпуск | тыс. куб. м | 581,3 | 865,5 | 1 133,2 | 1 555,0 | 1 646,8 | 1 691,8 | 1 726,2 | 148,9 | 194,9 | 267,5 | 283,3 | 291,0 | 297,0 |
Отпуск древесины на 1 га площади лесного фонда | куб. м/га | 0,11 | 0,16 | 0,21 | 0,29 | 0,30 | 0,31 | 0,32 | 149,1 | 194,7 | 267,1 | 282,9 | 290,6 | 296,6 |
Платежи за пользование лесным фондом в бюджетную систему Российской Федерации | тыс. руб. | 68 428,9 | 327 757,1 | 703 621,1 | 806 953,2 | 840 815,0 | 886 933,2 | 888 458,6 | 479,0 | 1 028,3 | 1 179,3 | 1 228,7 | 1 296,1 | 1 298,4 |
в том числе по получателям | ||||||||||||||
в федеральный бюджет | тыс. руб. | 30 626,4 | 81 585,0 | 158 012,0 | 185 325,8 | 193 333,4 | 203 879,6 | 204 625,8 | 266,4 | 515,9 | 605,1 | 631,3 | 665,7 | 668,1 |
процент к итогу | процентов | 44,8 | 24,9 | 22,5 | 23,0 | 23,0 | 23,0 | 23,0 | 55,6 | 50,2 | 51,3 | 51,4 | 51,4 | 51,5 |
в бюджет Кемеровской области | тыс. руб. | 37 802,5 | 246 172,1 | 545 609,1 | 621 627,4 | 647 481,6 | 683 053,6 | 683 832,8 | 651,2 | 1 443,3 | 1 644,4 | 1 712,8 | 1 806,9 | 1 809,0 |
процент к итогу | процентов | 55,2 | 75,1 | 77,5 | 77,0 | 77,0 | 77,0 | 77,0 | 136,0 | 140,4 | 139,4 | 139,4 | 139,4 | 139,3 |
Платежи за пользование лесным фондом для заготовки древесины | тыс. руб. | 25 350,0 | 73 673,3 | 95 374,9 | 75 776,4 | 83 764,4 | 89 664,0 | 91 487,1 | 290,6 | 376,2 | 298,9 | 330,4 | 353,7 | 360,9 |
процент к общей сумме платежей | процентов | 37,0 | 22,5 | 13,6 | 9,4 | 10,0 | 10,1 | 10,3 | 60,7 | 36,6 | 25,3 | 26,9 | 27,3 | 27,8 |
в том числе в федеральный бюджет | тыс. руб. | 13 483,0 | 28 918,4 | 45 799,5 | 41 717,0 | 46 114,6 | 49 362,5 | 50 366,2 | 214,5 | 339,7 | 309,4 | 342,0 | 366,1 | 373,6 |
Целевой показатель объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда | руб./га | 12,5 | 60,4 | 129,3 | 148,3 | 154,6 | 163,0 | 163,3 | 481,9 | 1 031,4 | 1 182,9 | 1 232,5 | 1 300,1 | 1 302,4 |
в том числе по заготовке древесины | руб./га | 4,7 | 13,6 | 17,5 | 13,9 | 15,4 | 16,5 | 16,8 | 289,0 | 373,0 | 296,4 | 327,6 | 350,7 | 357,8 |
Средняя стоимость 1 куб. м древесины, отпускаемой на корню | руб./куб. м | 46,9 | 48,3 | 50,4 | 48,7 | 50,9 | 53,0 | 53,0 | 103,0 | 107,5 | 103,8 | 108,5 | 113,0 | 113,0 |
Средняя минимальная ставка за 1 куб. м древесины, отпускаемой на корню | руб./куб. м | 25,49 | 30,6 | 24,9 | 26,8 | 28,0 | 29,2 | 29,2 | 120,0 | 97,7 | 105,1 | 109,8 | 114,5 | 114,5 |
Целевой показатель соотношения стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации | процентов | 184,0 | 157,8 | 202,4 | 181,7 | 181,8 | 181,6 | 181,6 | 85,8 | 110,0 | 98,8 | 98,8 | 98,7 | 98,7 |
Сравнение обобщающих экономических показателей по Лесному плану Кемеровской области позволяет сделать выводы о комплексной эффективности планируемых мероприятий: по сравниваемым вариантам возрастают все рассмотренные абсолютные показатели благодаря использованию не только древесных ресурсов, но и других полезных функций лесов, а также земель лесного хозяйства в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Отмеченные особенности формирования доходов по лесопользованию свидетельствуют о необходимости организационной работы в направлении реализации принципов управления лесами:
устойчивое управление лесами, повышение их потенциала;
обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
воспроизводство лесов, улучшение их качества, повышение продуктивности лесов;
платность использования лесов.
Резервами повышения доходов от лесопользования являются:
повышение спроса на лесные ресурсы и услуги леса, что повысит уровень освоения ресурсного потенциала;
формирование соответствующей инвестиционной политики в лесном секторе экономики в области развития малого и среднего бизнеса;
развитие лесопользования в направлении его многоцелевого характера, улучшение структуры лесопользования;
рост интенсивности лесопользования на основе роста продуктивности лесов.
Целевой показатель объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда за период действия Лесного плана возрастет на 104,2 процента.
Таким образом, анализ экономических показателей позволяет сделать вывод о высокой перспективности Лесного плана и его направленности на совершенствование управления лесными ресурсами как объектом государственной собственности, на более полную реализацию принципов управления лесами.
Основным механизмом реализации Лесного плана должна стать организация экономических отношений в лесопользовании на арендных условиях. Развитие прижизненного использования лесов, например рекреационного, требует создания и обеспечения для него соответствующих условий, обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов.