КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2012 года N 413

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.02.2012 N 31 "Об утверждении адресной целевой программы "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2012 год"

Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести изменения в адресную целевую программу "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2012 год", утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.02.2012 N 31, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В. Исламова.

Губернатор

Кемеровской области

А.М. Тулеев


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от
15 октября 2012 г. N 413

Адресная целевая программа "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2012 год"

ПАСПОРТ адресной целевой программы "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2012 год"


Наименование программы

Адресная целевая программа "Дополнительные мероприятия ,  направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2012 год" (далее - Программа)

Основания для разработки
 Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации
 от 26.12.2011 N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";

 распоряжение Губернатора Кемеровской области от
 30.12.2011 N 195-рг "О разработке адресной целевой программы "Дополнительные мероприятия ,  направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2012 год"

Государственный заказчик
 Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор
 Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области
 (по экономике и региональному развитию) Д.В.Исламов

Разработчик
 Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской
 области

Срок реализации Программы

2012 год

Цели Программы

Программа должна обеспечить достижение следующих
 целей:
 поддержание уровня занятости граждан из числа инвалидов,
 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

 повышение уровня трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

 предупреждение роста регистрируемой безработицы среди инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей

Задачи
 Программы

Стимулирование создания рабочих мест для незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей

Основные
 мероприятия Программы

Содействие трудоустройству незанятых инвалидов,
 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
 Стимулирование работодателей к созданию рабочих мест

Основные
 исполнители
 Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской
 области, государственные казенные учреждения центры занятости населения Кемеровской области (далее - ЦЗН)

Объемы и
 источники
 финансирования Программы

Общий объем средств, необходимых для реализации Программы в 2012 году, - 19975,2 тыс. рублей, в том числе:
 на мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей 12037,5 тыс. рублей, из них
 субсидия федерального бюджета - 11350 тыс. рублей,
 средства областного бюджета на софинансирование -  687,5 тыс. рублей;

 на мероприятия по с тимулированию работодателей к созданию рабочих мест 7937,7 тыс. рублей из средств областного бюджета

Ожидаемые
 конечные результаты реализации Программы

Трудоустройство на постоянное место работы   155 инвалидов, 20 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 100 многодетных родителей из числа безработных и ищущих работу граждан.
 Недопущение превышения уровня регистрируемой
 безработицы выше 2 процентов экономически активного населения, коэффициента напряженности - 1 человек на одну вакансию

Организация
 контроля за
 выполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют:
 государственный заказчик Программы, Губернатор
 Кемеровской области, Федеральная служба по труду и
 занятости населения

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


В 2011 году ситуация с занятостью инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и многодетных родителей на рынке труда Кемеровской области характеризуется следующими показателями.

В Кемеровской области проживает около 260 тыс. инвалидов, что составляет 9,2 процента населения. Из них 94 тыс. инвалидов - в трудоспособном возрасте, работает каждый четвертый. По сравнению с 01.01.2011 численность занятых инвалидов увеличилась с 19,8 до 23,3 тыс. человек (на 18 процентов).

В 2011 году в результате реализации целенаправленных мер на фоне продолжающихся восстановительных процессов в экономике Кемеровской области наблюдается незначительное снижение числа граждан с инвалидностью, обращающихся в ЦЗН за содействием в поиске работы. В ЦЗН обратилось 7,4 тыс. инвалидов (на 14 процентов меньше прошлого года) (рис.1). Общее число состоящих на учете составило 12,8 тыс. человек (на 13 процентов меньше прошлого года).

Удалось обеспечить позитивную динамику по ряду показателей. Трудоустроено 2580 человек, или каждый пятый от состоявших на учете (в 2010 году - каждый шестой). Постоянное место работы предоставлено 1730 человекам (в 4 раза больше аналогичного периода прошлого года).

Основными профессиями, на которые трудоустроены инвалиды, являются: диспетчер, плотник, слесарь-сантехник, швея, штукатур, дворник, сторож (вахтер), охранник, контролер билетов, кассир, продавец, уборщик производственных и служебных помещений, подсобный рабочий, рабочий зеленого хозяйства, специалист, менеджер, делопроизводитель, архивариус.

При отсутствии возможности трудоустройства граждан на постоянные рабочие места ЦЗН организует для инвалидов временные работы, имеющие социально полезную направленность.

На временные работы трудоустроено 850 человек, в том числе:

на общественные работы - 125 человек;

по направлению "Организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы" - 725 человек.

Профессиональное обучение инвалидам предлагалось в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации под конкретное рабочее место или индивидуальную трудовую деятельность. Воспользовались возможностью приобрести востребованную на рынке труда профессию (специальность) или повысили квалификацию 205 человек. Завершили профессиональное обучение 175 инвалидов.

Получили услуги по профессиональной ориентации 3135 человек. Основная работа с инвалидами была направлена на формирование профессиональной и личной мобильности, способности к выбору (изменениям) с учетом сложившихся обстоятельств, выработку индивидуального стиля деятельности.

Продолжается сотрудничество с ФГОУСПО "Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат". На отделение выбора профессии направлено 75 человек. В программах социальной адаптации приняли участие 102 человека.

Получили государственную услугу по содействию самозанятости157 инвалидов.

На 01.12.2011 на учете в ЦЗН состоит 4720 безработных инвалидов. Уровень регистрируемой безработицы среди инвалидов составил 5 процентов (к численности инвалидов трудоспособного возраста) и уменьшился на 0,7 процентных пункта по сравнению с 01.01.2011. Тем не менее он остается достаточно высоким и превышает среднеобластное значение в 3 раза.

Для получения объективной оценки готовности граждан с ограниченными возможностями здоровья к трудоустройству в ЦЗН разработана и направлена анкета для проведения мониторинга по данному вопросу.

Анкетирование инвалидов, состоящих на учете в качестве безработных, проведено во всех ЦЗН. В анкетировании принял участие 3651 человек (66 процентов от состоящих на учете), среди них 56,5 процента мужчин и 43,5 процента женщин, 10 процентов инвалидов составила молодежь (16-29 лет), 25,7 процента инвалидов активного трудоспособного возраста (30-44 года) и16,4 процента предпенсионного возраста.

По уровню образования преобладают инвалиды со средним (полным) общим образованием - 29,6 процента, средним профессиональным - 22,5 процента и начальным профессиональным - 20,4 процента.

Подавляющее большинство опрошенных граждан являются инвалидами II и III групп, 35,3 процента и 64,3 процента соответственно. По группам заболевания выделяются инвалиды с детства - 7,4 процента, с трудовым увечьем - 5,5 процента, по зрению - 1,6 процента, инвалиды-опорники - 1,3 процента, с заболеваниями, полученными в период прохождения военной службы, - 1 процент, инвалиды по слуху - 0,7 процента.

В профессионально-квалификационной структуре безработных инвалидов наибольший удельный вес имеют рабочие - 65,9 процента, специалисты и служащие составляют 25,8 процента.

2148 опрошенных (58,8 процента), отвечая на вопрос о том, с какой целью они обратились в ЦЗН, отметили, что обратились, в первую очередь, за содействием в трудоустройстве. Желание пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации выразили 100 человек, или 2,7 процента опрошенных. Около 3 процентов инвалидов согласились бы участвовать в оплачиваемых общественных и временных работах. Почти 10 процентов опрошенных хотели бы организовать собственное дело при содействии ЦЗН. Количество желающих поучаствовать в конкурсе на предоставление гранта для создания собственного бизнеса составило 264 человека (7,2 процента).

Опрос выявил, что обычный режим работы хотели бы иметь 44,2 процента инвалидов, условия гибкого режима рабочего времени - 36,1 процента и около 20 процентов пожелали работать на дому, а для инвалидов, желающих работать на условиях гибкого режима рабочего времени и на дому, большой проблемой является отсутствие для них вакансий. Препятствием же трудоустройству инвалидов на предприятиях является несоответствие предлагаемых вариантов вакансий их желаниям или рекомендациям МСЭ, а также несоответствие предлагаемых вариантов ранее полученной профессии.

Главная проблема, препятствующая трудоустройству инвалидов (имеющих показания к труду) на вакантные рабочие места, заключается в том, что работодатели не заинтересованы в работниках с инвалидностью.

Возмещение работодателям затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов способствует созданию новых рабочих мест для таких граждан и, как следствие, приведет к уменьшению доли незанятых инвалидов.

Важнейшим фактором, обеспечившим улучшение показателей занятости и безработицы в Кемеровской области, стала реализация программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области.

В 2010 году реализация мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов позволила создать 192 рабочих места (116 процентов к плану).

В 2011 году планировалось создание 455 мест для трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Фактически заключены договоры с 303 организациями и организовано трудоустройство 471 человека (103,5 процента к плану). Возмещены расходы работодателей из федерального бюджета в сумме 23,1 млн. рублей (101,7 процента к плану), из областных средств - 13,6 млн. рублей (99,6 процента к плану).

Новые рабочие места созданы по таким видам деятельности: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, аренда, строительство, гостиницы и рестораны, образование, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, здравоохранение и предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.

Основные профессии (специальности), на которые трудоустроены безработные граждане: мастер по ремонту приборов и аппаратуры, менеджер, методист, администратор, юрисконсульт, секретарь руководителя, диспетчер, бухгалтер, швея, портной, изготовитель пищевых полуфабрикатов, буфетчик, пекарь, сторож (вахтер), охранник, продавец непродовольственных товаров, обувщик по ремонту обуви (помощник), медбрат по массажу, изготовитель декоративных элементов мебели, сборщик мебели, комплектовщик товаров, архивариус, делопроизводитель, инспектор по кадрам, плотник, гравер, программист, оператор ЭВМ, машинистка по стирке и ремонту белья.

Важнейшим итогом реализации мероприятия стало снижение на 13 процентов по сравнению с началом года числа безработных инвалидов, состоящих на регистрационном учете.

В условиях сохранения тенденций экономического роста в большинстве отраслей экономики Кемеровской области в ЦЗН обратятся за содействием в поиске подходящей работы около 7 тыс. инвалидов.

Тем не менее в случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке работодателей в вопросах трудоустройства граждан в 2012 году могут закрепиться тенденции стагнации показателей занятости и общей безработицы граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда Кемеровской области в 2012 году необходимо продолжить реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

2. Цели и задачи Программы


Программа должна обеспечить достижение следующих целей:

поддержание уровня занятости граждан из числа инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

повышение уровня трудоустройства инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

предупреждение роста регистрируемой безработицы среди инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

Достижение целей Программы обеспечивается решением следующей задачи - стимулирование создания рабочих мест для незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

3. Система программных мероприятий


Программные мероприятия разработаны с учетом сложившейся ситуации на рынке труда Кемеровской области, целей и задач, определенных в Программе, с учетом необходимости получения поддержки федерального уровня.

Система программных мероприятий приведена в приложении N 1 к Программе.

Возмещение работодателю затрат на оснащение рабочих мест для инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей обеспечит реальную возможность создания 275 дополнительных рабочих мест для трудоустройства этих категорий граждан. Основными видами экономической деятельности, по которым предполагается создание рабочих мест для инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, являются: предоставление социальных услуг, предоставление образовательных услуг, производство верхней одежды, деятельность в области радиовещания и телевидения, деятельность гостиниц и ресторанов, производство хлеба и мучных кондитерских изделий, производство и ремонт обуви, выделка и крашение меха, производство меховых изделий, брошюровочно-переплетная и отделочная деятельность, ремонт часов и ювелирных изделий, деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы приведено в приложении N 3 к Программе.

Количество оснащенных рабочих мест, на которые будут трудоустроены инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные родители из числа безработных и ищущих работу граждан, по муниципальным образованиям Кемеровской области приведено в приложениях N 4-6 к Программе.

Этапы реализации Программы приведены в приложении N 2 к Программе.

Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы финансирования) могут уточняться в зависимости от изменения ситуации на рынке труда и экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.

4. Финансирование мероприятий Программы


Финансирование мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей осуществляется за счет субсидии из федерального бюджета и средств областного бюджета, выделенных на софинансирование, на возмещение работодателю затрат для оснащения дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства незанятых инвалидов, а также для оснащения дополнительных рабочих мест (в том числе надомных) для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

Финансирование мероприятий по стимулированию работодателей к созданию рабочих мест осуществляется за счет средств областного бюджета на авансирование затрат на оснащение рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей и (или) на софинансирование (не более 50 процентов) заработной платы граждан на период до 6 месяцев.

Общий объем средств, необходимых для реализации Программы в 2012 году, - 19975,2 тыс. рублей, в том числе:

на мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей- 12037,5 тыс. рублей, из них:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»