Недействующий

Об утверждении региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы (с изменениями на: 12.12.2013)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.

В Кемеровской области также приоритетами социально-экономического развития являются обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни.

Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.

В отраслевой структуре валового регионального продукта Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает третье место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля в 2010 году составила 12,6 процента.

По объему налоговых поступлений торговля занимает второе место после добывающей промышленности и обеспечивает 17 процентов от всех поступлений в бюджетную систему Кемеровской области (в 2010 году - 15,8 млрд. рублей).

В настоящее время на потребительском рынке Кемеровской области функционирует 15,4 тыс. предприятий розничной торговли, из них 11,5 тыс. магазинов.

На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли работает 16 процентов от численности занятого населения, или 207,8 тыс. человек.

По объему оборота розничной торговли Кемеровская область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 17-м месте в Российской Федерации.

Мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял на состояние и показатели развития торговли - в 2009 году впервые за несколько лет в области было отмечено снижение объемов оборота, розничный товарооборот сократился по сравнению с предыдущим годом на 22 процента.

Однако реализация антикризисных мер, позитивные изменения в экономике Кемеровской области позволили обеспечить стабилизацию и некоторый рост потребительского рынка, что также напрямую коррелирует с ростом реальных денежных доходов и покупательной способности населения. Это повлияло на улучшение динамики розничного товарооборота.

В 2010 году восстановление потребительского спроса происходило достаточно медленно, и оборот розничной торговли в течение года рос умеренными темпами. В целом за 2010 год розничный товарооборот составил 259 млрд. рублей и увеличился на 4 процента в сопоставимых ценах.

В 2011 году позитивная динамика развития потребительского рынка продолжилась: за январь-сентябрь 2011 г. розничный товарооборот составил 214 млрд. рублей и увеличился на 6,5 процента (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Восстановление покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли.

В разрезе товарных групп в текущем году опережающими темпами рос оборот розничной торговли непродовольственными товарами - 109,3 процента к уровню 2010 года при росте оборота пищевых продуктов 103,9 процента.

В период кризиса, в 2009 году, была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 49,8 процента, а доля непродовольственных товаров снизилась до 50,2 процента.

За 2010-2011 удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота увеличился до 53,4 процента; доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 46,6 процента.

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли - они обеспечивают 95,2 процента оборота розничной торговли, на долю розничных рынков приходится 4,8 процента.

При этом в разрезе форматов торговли отмечается более активное развитие продаж в стационарной торговле. За 9 месяцев 2011 года прирост оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составил 7,3 процента к соответствующему периоду 2010 года, при этом реализация товаров на розничных рынках и ярмарках сократилась на 7 процентов.

Тем не менее востребованной населением области остается и рыночная торговля. В области действует 65 розничных рынков, на которых создано около 12 тыс. торговых мест.

Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети.

Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные - "Система "Чибис", "Кора-ТК", "Аквамаркет", "Новокузнецкобувьторг", "Центрпродсервис", так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например, компания "Мария-РА" (Барнаул). Иностранные торговые сети представлены ООО "Метро Кэш энд Керри" (торговые центры "Метро" - в городах Новокузнецке и Кемерово).

Сегодня розничные сети регионального уровня присутствуют не только в городах Кемерово и Новокузнецке, как это было всего несколько лет назад, а практически во всех средних и малых городах Кемеровской области.

Интенсивное развитие сетевых структур в области связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Им гораздо легче создать широкий ассортимент товаров и высокий уровень обслуживания, внедрять новейшие торговые технологии, применять современные методы работы с клиентами.

Следует отметить также, что практически в каждой территории на потребительском рынке присутствуют розничные сети местного уровня - то есть имеются два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрге - ООО "Снегири", в городе Анжеро-Судженске - ЗАО "Сибирский колос".

Тем не менее розничные сети не доминируют на потребительском рынке области. В них формируется 11 процентов оборота розничной торговли.

В структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в анализируемом периоде отмечается устойчивая тенденция к росту доли крупных и средних коммерческих организаций (с 33,5 процента в 2009 году до 34,3 процента в 2011 году) и малых предприятий (с 20 процентов до 22,9 процента), сокращению доли рынков (с 6 процентов до 4,8 процента) и индивидуальных предпринимателей (с 37,2 процента до 33,4 процента).

В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2010 году - 32 процента) и Новокузнецк (28 процентов) формируют 60 процентов оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего 9,5 процента товарооборота.

Кризисная ситуация 2008-2009 годов, безусловно, отрицательно повлияла на состояние отрасли, что, в первую очередь, выразилось в сокращении инвестиций и замедленном развитии инфраструктуры.