Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2011 года N 540

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы

(в ред. Постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.03.2012 N 90, от 12.07.2012 N 257, от 24.09.2012 N 380, от 26.11.2012 N 520, от 21.12.2012 N 578, от 05.04.2013 N 142, от 11.06.2013 N 238, от 25.10.2013 N 459)

(признано утратившим силу постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 643)

В целях обеспечения стабилизации и увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, сохранения и восстановления плодородия почв сельскохозяйственного назначения, устойчивого развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы.

(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.11.2012 N 520)

2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), главному управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (А.В. Горелкин), департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) В.А.Шабанова.

4. Постановление вступает в силу с 01.01.2012.

Губернатор

Кемеровской области

А.М.Тулеев

Утверждена
постановлением Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 1 декабря 2011 г. N 540
(в ред. постановления Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 25.10.2013 N 459)

Долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области" на 2012-2015 годы (далее – Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от
 14.10.2011 N  144-рг "О разработке долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития  села в Кемеровской области" на 2012  -  2015 годы" (в редакции р аспоряжения Губернатора Кемеровской области от 06.11.2012 N 92-рг)

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу) В.А. Шабанов

Основной разработчик Программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области

Цели Программы

Ускорение темпов экономического роста сельскохозяйственной отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность Кемеровской области, на основе повышения её конкурентоспособности;

 сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов;
создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, агролесомелиоративных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники;

 устойчивое развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры муниципальных образований Кемеровской области;

 создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

 реализация социальных гарантий в области жилищных прав граждан;

 обеспечение доступа малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта;

 обеспечение эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Кемеровской области;

 обеспечение продовольственной безопасности Кемеровской области;

 увеличение объемов производства молока, мяса, поголовья КРС;

 создание дополнительных рабочих мест;

 обеспечение населения области доступными продуктами питания;

 обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли региона для удовлетворения спроса населения на рыбную продукцию

Задачи Программы

Формирование и поддержание продовольственного резерва Кемеровской области;

 создание условий для дальнейшего роста производства продукции агропромышленного комплекса;

 рациональное использование биоклиматического потенциала, систематическое воспроизводство природного плодородия почв, проведение агрохимических и агролесомелиоративных мероприятий;

 улучшение жилищных и социальных условий, сохранение и создание новых рабочих мест, обеспечение повышения качества жизни сельского населения;

 повышение качества водоснабжения и газификации сельских населенных пунктов;

 создание на базе малых форм хозяйствования сельскохозяйственных потребительских кооперативов и увеличение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах;

 реконструкция и ремонт зданий и сооружений ветеринарных лабораторий, оснащение ветеринарных лабораторий современным оборудованием, повышение качества и доступности предоставления лабораторных услуг;

 формирование и содержание  страхового фонда зерна Кемеровской области;

 увеличение количества семейных животноводческих ферм;

 обеспечение стабильной работой начинающих фермеров;

 увеличение объемов искусственного воспроизводства объектов аквакультуры;

 наращивание  производства товарной рыбы;

 эффективное использование индустриальных, прудовых и озерных рыбоводных хозяйств;

 рациональное использование рыбных запасов естественных водоемов;

 увеличение рыбопродуктивности на рыбоводных водоемах

Срок реализации Программы

2012 - 2015 годы

Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм)

Подпрограммы:
 1. "Государственная поддержка агропромышленного комплекса".
 2. "Государственная поддержка социального развития села".
 3. "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Кемеровской области".
 4. "Обеспечение эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Кемеровской области".
 5. "Формирование и содержание страхового фонда зерна Кемеровской области".
 6. "Поддержка начинающих фермеров".
 7. "Развитие семейных животноводческих ферм".
 8. "Разведение одомашненных  видов и пород рыб  (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Кемеровской области"

Основные исполнители Программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,
 управление ветеринарии Кемеровской области

Объемы и источники финансирования Программы

Всего средств на реализацию Программы на 2012 -  2015 годы - 5 472 058 тыс. рублей,  из них:
 на 2012 год - 1 207 238 тыс. рублей;

 на 2013 год - 1 281 654 тыс. рублей;

 на 2014 год - 1 480 048 тыс. рублей;

 на 2015 год - 1 503 118 тыс. рублей;

 в том числе:
 средства  областного  бюджета  на  2012 - 2015 годы – 1 163 038  тыс. рублей, из них:
 на 2012 год - 257 361 тыс. рублей;

 на 2013 год - 245 677 тыс. рублей;

 на 2014 год - 330 000 тыс. рублей;

 на 2015 год - 330 000 тыс. рублей;

 в том числе:
 на безвозвратной основе -  1 033 425 тыс. рублей, из них:
 на 2012 год - 228 555 тыс. рублей;

 на 2013 год - 214 928 тыс. рублей;

 на 2014 год - 294 971 тыс. рублей;

 на 2015 год - 294 971 тыс. рублей;

 субсидии местным бюджетам и иные межбюджетные трансферты -  129 613 тыс. рублей, из них:
 на 2012 год - 28 806 тыс. рублей;

 на 2013 год - 30 749 тыс. рублей;

 на 2014 год - 35 029 тыс. рублей;

 на 2015 год - 35 029 тыс. рублей;

 иные не запрещенные законодательством источники финансирова ния:
 средства федерального бюджета на 2012 - 2015 годы –219 689 тыс. рублей,  из них:
 на 2012 год - 88 433  тыс. рублей;

 на 2013 год - 44 664 тыс. рублей;

 на 2014 год - 43 296 тыс. рублей;

 на 2015 год - 43 296 тыс. рублей;

 софинансирование из местного бюджета на 2012 -  2015 годы - 33 341 тыс. рублей,  из них:
 на 2012 год - 6 272 тыс. рублей;

 на 2013 год - 5 645 тыс. рублей;

 на 2014 год - 10 712 тыс. рублей;

 на 2015 год - 10 712 тыс. рублей;

 внебюджетные  источники на 2012 - 2015 годы –  4 055 990 тыс. рублей, из них:
 на 2012 год - 855 172  тыс. рублей;

 на 2013 год - 985 668 тыс. рублей;

 на 2014 год - 1 096 040 тыс. рублей;

 на 2015 год - 1 119 110 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит довести индекс производства продукции сельского хозяйства и продукции переработки сельскохозяйственного сырья в хозяйствах всех категорий в процентах к предыдущему году до:
 2012 год - 83 процентов;

 2013 год - 112 процентов;

 2014 год - 101,2 процента;

 2015 год - 101,2 процента;

 энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) составит:
 2012 год - 151 л.с.;

 2013 год - 158 л.с.;

 2014 год - 159 л.с.;

 2015 год - 159 л.с.
 Устойчивое развитие сельских территорий:
 ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов:
 2012 год - 5,31 тыс. кв. метров;

 2013 год - 6,28 тыс. кв. метров;

 2014 год - 5,882 тыс. кв. метров;

 2015 год - 6,3 тыс. кв. метров;

 обеспеченность сельского населения питьевой водой:
 2012 год - 70 процентов;

 2013 год - 72 процента;

 2014 год - 75 процентов;

 2015 год - 75 процентов;

 уровень газификации домов (квартир) сетевым газом:
 2012 год - 0,04 процента;

 2013 год - 0,04 процента;

 2014 год - 0,045 процента;

 2015 год - 0,045 процента.
 Поддержание почвенного плодородия:
 предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий:
 2012 год - 10 тыс. гектаров;

 2013 год - 11 тыс. гектаров;

 2014 год - 12 тыс. гектаров;

 2015 год - 12 тыс. гектаров;

 внесение минеральных удобрений:
 2012 год - 11,2 тыс. тонн действующего вещества;

 2013 год - 11,2 тыс. тонн действующего вещества;

 2014 год - 11,5 тыс. тонн действующего вещества;

 2015 год - 12,0 тыс. тонн действующего вещества.
 Развитие животноводства:
 производство скота и птицы (в живом весе):
 2012 год - 128 тыс. тонн;

 2013 год - 128,1 тыс. тонн;

 2014 год - 129 тыс. тонн;

 2015 год - 131,3 тыс. тонн;

 производство молока:
 2012 год - 380 тыс. тонн;

 2013 год - 360 тыс. тонн;

 2014 год - 362 тыс. тонн;

 2015 год - 365 тыс. тонн.
 Доля оснащения лабораторным оборудованием ветеринарных лабораторий для обеспечения эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности территории Кемеровской области:
 2012 год - 54 процента;

 2013 год - 59 процентов;

 2014 год - 64 процента;

 2015 год - 69 процентов.
 Развитие отраслей растениеводства:
 удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов:
 2012 год - 6,7 процента;

 2013 год - 7 процентов;

 2014 год - 7,5 процента;

 2015 год - 7,5 процента;

 посевная площадь рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий:
 2012 год - 40 тыс. гектаров;

 2013 год - 42 тыс. гектаров;

 2014 год - 44 тыс. гектаров;

 2015 год - 44 тыс. гектаров.
 Разведение одомашненных  видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Кемеровской области :
 производство  и реализация  рыбы  на 2012 - 2015 годы –  2 230 тонн, в том числе:
 2012 год - 0 тонн;

 2013 год - 750 тонн;

 2014 год - 860 тонн;

 2015 год - 1000 тонн;

 выполнение работ по воспроизводству водных биологических ресурсов на 2012 - 2015 годы составит  30 млн. штук, в том числе:
 2012 год - 0 млн. штук;

 2013 год - 10 млн. штук;

 2014 год - 10 млн. штук;

 2015 год - 10 млн. штук;

 Увеличение объема реализации продукции, производимой в фермерских хозяйствах

Организация контроля за выполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы

1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами


Роль и место агропромышленного комплекса в экономике Кемеровской области необходимо оценивать адекватно целям и задачам, отводимым ему общегосударственной политикой. Агропромышленный комплекс сочетает систему функций, имеющую право на признание его приоритетным сектором экономики области. Такой подход предусматривает обеспечение устойчивого развития той сферы материального производства, которая является первой жизненной необходимостью для каждого члена общества независимо от материального и социального положения.

Селяне составляют только 3 процента населения региона, но они обеспечивают Кемеровскую область на 100 процентов хлебом, яйцом, картофелем. Обеспечение молоком и мясом находится на низком уровне, уровень самообеспеченности молоком составляет 57,5 процента, в том числе за счёт собственного производства - 30 процентов, мясом - 45,1 процента, в том числе за счёт собственного производства - 39 процентов.

Программа предусматривает систему мер, представляющих собой комплекс взаимосвязанных специальных организационно-технологических, производственных и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым обеспечением.

В 2011 году сельскохозяйственные организации получили 1609,9 млн. рублей прибыли. Доля убыточных хозяйств составила 14 процентов. Совокупный уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций составил 11,9 процента. Основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не имеет собственных ресурсов и возможности пользоваться коммерческими кредитами для осуществления своей деятельности. Для расширенного воспроизводства необходимо иметь минимум 25 процентов рентабельности активов, она же в 2 раза меньше. Поэтому одним из главных направлений повышения устойчивого роста сельского хозяйства является повышение его доходности.

Убыточные и низкорентабельные предприятия применяют традиционные многооперационные технологии, оснащены морально устаревшей техникой, у 70-80 процентов которой отработаны нормативные сроки службы. При их переоснащении должны внедряться новые энерго- и ресурсосберегающие технологии с минимальной обработкой почвы и техника, позволяющая внедрять прогрессивные технологии.

Технологическое и техническое переоснащение сельскохозяйственных организаций и предприятий перерабатывающей промышленности осуществляется за счет собственных средств, но у большинства организаций их недостаточно, поэтому необходима государственная поддержка.

На полях Кемеровской области с 2011 года работает 440 посевных комплексов, благодаря чему внедряются ресурсосберегающие технологии в зерновом производстве на площадях более 470 тыс. гектаров. Это позволяет сократить материальные и трудовые ресурсы. Увеличивается применение современных технологий по заготовке качественных кормов прессованной зеленой массы в рулоне с обмоткой (консервацией) пленкой.

В связи с интенсивным внедрением энергосберегающих технологий в хозяйствах Кемеровской области за последние годы уменьшились расходы горюче-смазочных материалов.

Однако в результате сложившихся неблагоприятных макроэкономических условий установилось несоответствие между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, что лишило сельхозтоваропроизводителей ресурсов не только для расширенного, но и простого воспроизводства.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям Кемеровской области ежегодно требуется около 70 тыс. тонн горюче-смазочных материалов для проведения весенне–полевых и уборочных работ на сумму около 1500 млн. рублей. Для обеспечения организационно-технологических мероприятий проведения весенне-полевых и уборочных работ необходимо обеспечить сельхозтоваропроизводителей кредитными ресурсами на приобретение горюче-смазочных материалов.

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации и кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики. На данном этапе становления деятельности малых форм хозяйствования необходимо решение новых задач их развития.

Одним из основных направлений реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы определено стимулирование развития малых форм хозяйствования.

В 2011 году реализация программных мероприятий дала возможность развитию малых форм хозяйствования, и поэтому особенно заметно возрос спрос на кредитные ресурсы среди мелких товаропроизводителей - личных подсобных хозяйств. Для обеспечения личных подсобных хозяйств доступными кредитными ресурсами необходимо развитие сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов как альтернативного инструмента в кредитовании личных подсобных и фермерских хозяйств.

Одним из факторов, сдерживающих развитие кооперации на данном этапе, является низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов.

Осуществление радикальной экономической реформы, переход к рыночным отношениям коренным образом меняют требования к политике кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

Новая кадровая политика в агропромышленном комплексе по своей важности и актуальности ставится в один ряд с основными государственными программами в этой сфере.

Сегодня агропромышленному производству требуются качественно новые руководители и специалисты, в совершенстве владеющие организацией и технологией производства, способные работать не только на государственных предприятиях и в кооперативах, но и в акционерных обществах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, возглавлять или работать в их составе, глубоко анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, принимаемых решений и планируемых работ.

Одним из важнейших факторов увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, снижения её себестоимости и роста прибыли является материальное стимулирование передовиков сельскохозяйственного производства. Материальное стимулирование за высокопроизводительный труд как организаций, так и отдельных работников отрасли воспринимается как положительный стимул, способствующий возникновению чувства удовлетворенности, самоуважения и гордости.

Земельный фонд региона по размерам и качеству является его стратегическим преимуществом, а плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет базовую ценность земли, определяющую уровень производительности труда и стоимость произведенного продукта.

Идет снижение плодородия земель, вынос питательных веществ с урожаем. В связи с резким сокращением применения органических и минеральных удобрений наблюдается снижение содержания гумуса, обменного калия и подвижного фосфора, отмечается начало деградации почв.

По результатам агрохимического обследования площадь кислых почв на пашне составляет 784,6 тыс. гектаров (52,9 процента). Из них в первоочередном известковании нуждаются 216,8 тыс. гектаров, в поддерживающем известковании - 567,8 тыс. гектаров пахотных земель. Проведение этой работы позволит коренным образом улучшить основные свойства почвы: восстановит структуру, водно-воздушный режим, повысит ее биологическую активность, усилит образование усвояемых форм элементов питания. В целом улучшится агроэкологическая обстановка в агроценозе.

Площадь пахотных почв с низким содержанием подвижного фосфора, которые нуждаются в фосфоритовании (внесении высоких норм фосфорных удобрений), составляет 152,7 тыс. гектаров (10,3 процента). Почвы со средним содержанием подвижного фосфора занимают 585,2 тыс. гектаров пашни (39,4 процента) и нуждаются в рядковом (припосевном) внесении фосфорных удобрений.

В весенний период в почвах наблюдается недостаток подвижного азота. Зерновые культуры в первые фазы развития нуждаются в азотном питании, поэтому необходимо рядковое внесение азотных удобрений в дозах до 20 кг действующего вещества на один гектар по всем непаровым предшественникам.

Проведение комплекса агрохимических, гидромелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий намечено их систематическое обследование, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.

Результаты агрохимического обследования - это основа для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению удобрений и химических мелиорантов.

При расчете прогнозных объемов агрохимических мероприятий учтены потенциально возможные объемы производства сельскохозяйственной продукции к 2011 году и нормативы выноса элементов питания сельскохозяйственными культурами в расчете на 1 тонну урожая.

Важнейшими факторами обеспечения воспроизводства плодородия почв является оросительная и осушительная мелиорация в сочетании с агрохимическими, агролесомелиоративными мероприятиями. Только при этих условиях обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель. По данным управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, по состоянию на 01.01.2011 в Кемеровской области имеется 31,8 тыс. гектаров мелиорированных земель, в том числе 22,1 тыс. гектаров - орошаемых и 9,7 тыс. гектаров - осушенных.

Из них требуется комплексная реконструкция, ремонт и восстановление оросительных систем на площади 19 тыс. гектаров, или 86 процентов от общей площади орошаемых земель, и восстановление осушительных систем на площади 5 тыс. гектаров, или 52 процента от общей площади осушенных земель. Учитывая сложившееся состояние мелиорированных земель, основное внимание будет уделено реконструкции и восстановлению действующих оросительных систем, используемых для производства овощей, раннего картофеля и кормов, а также утилизации животноводческих стоков. Планируемые объемы финансирования ремонтно-восстановительных работ на мелиоративных системах позволят улучшить работоспособность оросительных систем, обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, сохранить число рабочих мест. Исполнение намеченных мероприятий позволит реконструировать и восстановить поливные земли на площади 3 тыс. гектаров.

Агролесомелиорация рассматривается как важная государственная задача, способная решить в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами проблемы сохранения и восстановления плодородия почв агроландшафтов.

Лесные насаждения гарантированно обеспечивают повышение урожайности зерновых на 18 - 25 процентов, технических – на 20 – 26 процентов и кормовых культур - до 40 процентов. Намечено создать противоэрозионные насаждения на площади 1150 гектаров.

На территорию Кемеровской области ввозится продукция животноводства, которая не всегда безопасна в ветеринарном отношении. В настоящее время вызывает обеспокоенность эпизоотическая ситуация по заболеваниям животных опасными заразными болезнями. Для проведения своевременной диагностики, а также обеспечения эпизоотического благополучия, биологической и химической безопасности и контроля безопасности производимой на территории области и ввозимой продукции животноводства необходимо проведение реконструкции зданий и сооружений ветеринарных лабораторий, их оснащение современным лабораторным оборудованием.

Важнейшей составной частью обеспечения населения Кемеровской области животноводческой продукцией является рыба, доля которой в рационе питания должна составлять не менее 20 процентов.

Необходимость развития сельскохозяйственного рыбоводства обусловлена также резким снижением запасов ценных видов рыб в естественных водоемах.

Вместе с тем практически все прудовые хозяйства в настоящее время выращивают только три вида рыб: карп, толстолобик и амур. Ограниченный ассортимент существенно сдерживает сбыт продукции аквакультуры. Поэтому дальнейшее развитие этого направления требует внедрение в производство новых объектов выращивания (товарные осетровые, форель, сомовые и другие).

Сельскохозяйственное рыбоводство является одним из серьезных подспорьев в решении продовольственной безопасности Кемеровской области и имеет существенное значение для социально-экономического устойчивого развития сельских территорий в регионе.

Необходимость развития сельскохозяйственного рыбоводства обусловлена:

резким снижением запасов ценных видов рыб в естественных водоемах;

удаленностью региона от основных мест промыслового вылова рыбы;

наличием производственной базы, это более 1000 водных объектов (прудов) комплексного использования, пригодных для разведения рыбы;

созданием рабочих мест для сельского населения, решением социально-экономических проблем сельских поселений;

повышением спроса на продукцию сельскохозяйственного рыбоводства в регионе;

повышением доходов и улучшением рациона питания населения;

рациональным и комплексным использованием сельскохозяйственных земель, покрытых водой (прудов) в интеграции рыбоводства с другими видами сельскохозяйственного производства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»