Недействующий

Об утверждении программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы (с изменениями на: 11.12.2013)

1. Содержание проблемы и обоснование ее программного решения


Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации в последние годы. Усилению государственных гарантий защиты прав потребителей было посвящено заседание Президиума Государственного совета, проведенное Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в городе Саранске в 2012 году. Отмечено, что одним из важных вопросов для государства является необходимость отработки и применения, с учетом новых условий, более эффективных методов защиты прав потребителей. По итогам совещания было рекомендовано развивать практику регионов по разработке и принятию региональных программ по защите прав потребителей, которые должны предусматривать поддержку общественных объединений потребителей.

Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.

Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

Под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.

В Кемеровской области система защиты прав потребителей включает:

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области;

иные уполномоченные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

исполнительные органы государственной власти Кемеровской области;

органы местного самоуправления Кемеровской области;

общественные объединения потребителей Кемеровской области.

За время существования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области отработано взаимодействие и организована ее согласованная работа, в том числе в рамках деятельности межведомственного координационного совета по защите прав потребителей.

На 2013 - 2015 годы определены следующие приоритеты:

1. Дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Кемеровской области:

развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) потребителей, в том числе в рамках межведомственного координационного совета по защите прав потребителей в Кемеровской области и программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области";

организация информирования и консультирования граждан на уровне городских округов, муниципальных районов, городских поселений и сельских поселений;

функционирование муниципальных (городских, районных) межведомственных координационных советов по защите прав потребителей;

разработка и принятие муниципальных программ развития комплексной системы защиты прав потребителей.

Особое место в системе защиты прав потребителей занимают органы местного самоуправления. Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на них возложено рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей. По этой причине одним из основных мероприятий программы является обеспечение деятельности созданных при администрациях муниципальных районов и городских округов информационно-консультационных центров для потребителей и создание новых структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления, где они отсутствуют.

2. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных сферах оказания услуг населению.

3. Совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

4. Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушениях прав потребителей.

5. Усиление информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.

Выполнение перечисленных задач определяет высокий уровень требовательности к организации работы всех ветвей системы защиты прав потребителей - это защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере могут быть восстановлены только при должной организации деятельности в масштабах всей Кемеровской области, включая особую роль органов местного самоуправления.

Бурное развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера. Появление новых методов реализации товаров и услуг, развитие дистанционного способа продаж посредством Интернета - ресурсов, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.

Растет количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных товаров, услуг, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. Удельный вес обращений на нарушения прав потребителей от общего числа поступивших в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области обращений на протяжении нескольких лет (с 2007 по 2012 гг.) значителен и составляет около 50 процентов. При этом наблюдается рост числа обращений, связанных с нарушением прав и интересов потребителей, на 25 процентов (с 2652 в 2007 году до 3526 в 2012 году).

Данные цифры говорят о недостаточной ответственности бизнеса за результаты своей деятельности, а это приводит к возникновению имущественных рисков потребителей в результате приобретения некачественной продукции, услуг, и особенно велики такие риски у малоимущих и социально незащищенных граждан.

В связи с изменением законодательства, ограничивающего количество проводимых контролирующими органами проверок, необходимо применение новых подходов к обеспечению условий для формирования у населения устойчивых навыков самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке, включая формирование опыта разумного поведения и рационального потребления, обучение граждан приемам адекватного, экономически грамотного действия.