Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2013 года N 302

Об утверждении программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы

Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия

г. Кемерово

(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области
от 11.12.2013 N 568)

В целях дальнейшего развития и укрепления областной системы защиты прав потребителей, повышения социальной защищенности граждан Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013 -2015 годы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить программы развития комплексной системы защиты прав потребителей в соответствующих муниципальных образованиях.

3. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области (по промышленности, транспорту и предпринимательству) А.И. Мирошника.

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 N 568)

И.о. Губернатора

Кемеровской области

В.П.Мазикин

Утверждена

 постановлением Коллегии
 Администрации Кемеровской области
 от 16 июля 2013 г. N 302
 (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 N 568 )

ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Паспорт программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы


Наименование программы

"Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013 -  2015 годы (далее - Программа)

Государственный
 заказчик
 Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор
 Программы
  (в ред. Постановления Коллегии  Администрации Кемеровской области от  11.12.2013 N 568 )

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по промышленности, транспорту и предпринимательству) А.И. Мирошник

Основные разработчики Программы
  (в ред. Постановления Коллегии  Администрации Кемеровской области от  11.12.2013 N 568 )

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области;

 департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области

Цели Программы

Создание в Кемеровской области условий для эффективной защиты прав потребителей;

 повышение уровня правовой грамотности и информированности по вопросам защиты прав потребителей населения и хозяйствующих субъектов, работающих в сфере услуг;

 соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей;

 стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), реализуемых населению

Задачи Программы

Формирование  у населения навыков рационального потребительского поведения;

 правовое просвещение хозяйствующих субъектов, работающих в сфере услуг;

 защита населения Кемеровской области от недоброкачественных товаров, работ, услуг;

 стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, реализуемых населению;

 содействие органам местного самоуправления Кемеровской области в решении задач по защите прав потребителей;

 развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;

 поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Кемеровской области

Сроки реализации
 Программы

2013-2015 годы

Исполнители (соисполнители) Программы
  (в ред. Постановления Коллегии  Администрации Кемеровской области от  11.12.2013 N 568 )

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области ;

 департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

 департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области;

 департамент транспорта и связи Кемеровской области;

 департамент образования и науки Кемеровской области;

 департамент труда и занятости населения Кемеровской области;

 региональная энергетическая комиссия Кемеровской области;

 департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;

 департамент строительства Кемеровской области;

 департамент охраны здоровья населения Кемеровской области;

 управление по ценным бумагам и страховому рынку Администрации Кемеровской области;

 органы местного самоуправления (по согласованию);

 Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области (по согласованию);

 отдел (инспекция) государственного надзора по Кемеровской области  СМТУ Росстандарта;

 федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области" ;

 Управление Россельхознадзора по Кемеровской области;

 управление ветеринарии Кемеровской области;

 Главное управление МВД России по Кемеровской области;

 федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области";

 Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области;

 Управление Росздравнадзора по Кемеровской области;

 Управление Роскомнадзора по Кемеровской области;

 Государственная жилищная инспекция Кемеровской области;

 инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области

Участники Программы

Общественные организации (объединения) потребителей;

 образовательные учреждения Кемеровской области

1. Содержание проблемы и обоснование ее программного решения


Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации в последние годы. Усилению государственных гарантий защиты прав потребителей было посвящено заседание Президиума Государственного совета, проведенное Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в городе Саранске в 2012 году. Отмечено, что одним из важных вопросов для государства является необходимость отработки и применения, с учетом новых условий, более эффективных методов защиты прав потребителей. По итогам совещания было рекомендовано развивать практику регионов по разработке и принятию региональных программ по защите прав потребителей, которые должны предусматривать поддержку общественных объединений потребителей.

Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.

Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

Под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.

В Кемеровской области система защиты прав потребителей включает:

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области;

иные уполномоченные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

исполнительные органы государственной власти Кемеровской области;

органы местного самоуправления Кемеровской области;

общественные объединения потребителей Кемеровской области.

За время существования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области отработано взаимодействие и организована ее согласованная работа, в том числе в рамках деятельности межведомственного координационного совета по защите прав потребителей.

На 2013 - 2015 годы определены следующие приоритеты:

1. Дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Кемеровской области:

развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями) потребителей, в том числе в рамках межведомственного координационного совета по защите прав потребителей в Кемеровской области и программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области";

организация информирования и консультирования граждан на уровне городских округов, муниципальных районов, городских поселений и сельских поселений;

функционирование муниципальных (городских, районных) межведомственных координационных советов по защите прав потребителей;

разработка и принятие муниципальных программ развития комплексной системы защиты прав потребителей.

Особое место в системе защиты прав потребителей занимают органы местного самоуправления. Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на них возложено рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей. По этой причине одним из основных мероприятий программы является обеспечение деятельности созданных при администрациях муниципальных районов и городских округов информационно-консультационных центров для потребителей и создание новых структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления, где они отсутствуют.

2. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных сферах оказания услуг населению.

3. Совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

4. Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушениях прав потребителей.

5. Усиление информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей.

Выполнение перечисленных задач определяет высокий уровень требовательности к организации работы всех ветвей системы защиты прав потребителей - это защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере могут быть восстановлены только при должной организации деятельности в масштабах всей Кемеровской области, включая особую роль органов местного самоуправления.

Бурное развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера. Появление новых методов реализации товаров и услуг, развитие дистанционного способа продаж посредством Интернета - ресурсов, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.

Растет количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных товаров, услуг, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. Удельный вес обращений на нарушения прав потребителей от общего числа поступивших в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области обращений на протяжении нескольких лет (с 2007 по 2012 гг.) значителен и составляет около 50 процентов. При этом наблюдается рост числа обращений, связанных с нарушением прав и интересов потребителей, на 25 процентов (с 2652 в 2007 году до 3526 в 2012 году).

Данные цифры говорят о недостаточной ответственности бизнеса за результаты своей деятельности, а это приводит к возникновению имущественных рисков потребителей в результате приобретения некачественной продукции, услуг, и особенно велики такие риски у малоимущих и социально незащищенных граждан.

В связи с изменением законодательства, ограничивающего количество проводимых контролирующими органами проверок, необходимо применение новых подходов к обеспечению условий для формирования у населения устойчивых навыков самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке, включая формирование опыта разумного поведения и рационального потребления, обучение граждан приемам адекватного, экономически грамотного действия.

В связи с этим все большую значимость в реализации государственной потребительской политики приобретают организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление профилактических мер в области защиты прав потребителей.

Решение указанных задач в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, а также баланса интересов потребителей и предпринимателей предполагается в рамках реализации Программы.

Программа представляет собой комплекс мероприятий в рамках системы защиты прав потребителей, направленных на создание условий для эффективной защиты прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации. Следует особо подчеркнуть ярко выраженную социальную направленность Программы, предусматривающую оказание населению бесплатных консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и распространение информационно-справочных материалов, а также проведение независимых потребительских экспертиз, в том числе со стороны ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Кемеровской области", в рамках рассмотрения обращений граждан.

В период ранее действовавшей программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области на 2009- 2011 годы":

были созданы межведомственные координационные советы по защите прав потребителей в городах и районах области, проводились мероприятия, конкурсы, выставки, ярмарки, форумы, круглые столы, совещания, встречи, семинары;

более 600 работников розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания прошли обучение, переобучение, повышение квалификации;

проводились уроки, лекции, факультативы среди учащихся, молодежи и подростков.

В настоящее время основным направлением в сфере защиты прав потребителей должно стать создание на территории Кемеровской области необходимых условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а предупреждение и профилактика нарушений.

Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, предпринимателями, работающими в сфере оказания услуг населению.

Работа с потребителями должна быть направлена, в первую очередь, на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.

Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь, это касается реформируемых секторов (жилищно-коммунальное хозяйство, медицина, сфера образования и др.), поскольку ход их реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.

Работа с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (производителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена, в первую очередь, на информирование их о нормах действующего федерального законодательства и законодательства Кемеровской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе в сфере оказания услуг.

Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан.

В Кемеровской области функции по контролю за исполнением требований законодательства по защите прав потребителей осуществляет Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области.

Решение актуальных задач защиты прав потребителей должно осуществляться в рамках Программы совместными действиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) по защите прав потребителей.

2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Кемеровской области своих законных прав и интересов.

Указанная цель базируется на сути государственной политики в сфере защиты прав потребителей: создание равных и реальных условий для реализации гражданами - потребителями своих законных прав и интересов повсеместно на территории Российской Федерации.

Основными задачами Программы являются:

дальнейшее развитие и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области;

создание и укрепление структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления;

обеспечение деятельности информационно-консультационных центров для информирования и консультирования потребителей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»