Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2009 года N 510

Об утверждении адресной целевой программы "Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год"

(в ред. Постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.05.2010 N 213, от 08.11.2010 N 484, от 11.03.2011 N 80)

В целях снижения напряженности на рынке труда Кемеровской области в 2010 году, предотвращения негативных социальных последствий и с соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую адресную целевую программу "Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год".

2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и управлению компьютерных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В. Исламова.

Губернатор

Кемеровской области

А.М. Тулеев

Утверждена
постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 24 декабря 2009 г. N 510
(в ред. Постановления
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 11.03.2011 N 80)

Адресная целевая программа "Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год"

ПАСПОРТ адресной целевой программы "Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год"


Наименование программы

Адресная целевая программа "Дополнительные
 мероприятия по содействию занятости населения,
 направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год" (далее - Программа)

Основания для разработки
 Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";

 распоряжение Губернатора Кемеровской области от
 22 октября 2009 г. N 185-рг "О разработке программы "Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год"

Государственный заказчик
 Программы

Коллегия Администрации Кемеровской обла сти

Директор
 Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области
 (по экономике и региональному развитию) Д.В.Исламов

Разработчик
 Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской
 области

Срок реализации Программы

2010 год

Цели Программы

Программа должна обеспечить достижение следующих
 целей:
 создание необходимых условий для снижения
 напряженности на рынке труда;

 поддержание уровня занятости граждан;

 предоставление государственных гарантий в сфере
 занятости населения работникам, находящимся под угрозой увольнения;

 реализация мер по содействию занятости и обеспечению защиты от безработицы работников, находящихся под угрозой увольнения;

 повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности работников, находящихся под угрозой увольнения;

 повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений на рынке труда;

 повышение уровня трудоустройства инвалидов;

 получение дополнительных государственных средств для содействия занятости работников, находящихся под угрозой увольнения

Задачи
 Программы

Предоставление гражданам, находящимся под угрозой увольнения, государственных услуг по содействию занятости;

 участие в организации общественных и временных
 работ, имеющих особую социальную значимость для
 муниципальных образований;

 участие в организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования;

 оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

 развитие предпринимательской активности среди
 безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

 оказание профориентационых услуг в целях профессионального самоопределения работников, изъявивших желание пройти опережающее профессиональное обучение;

 предоставление образовательных услуг высвобождаемым работникам до момента их увольнения и рабочих мест по завершении ими обучения;

 развитие территориальной трудовой мобильности
 населения Кемеровской области

Основные
 мероприятия Программы
 (перечень
 подпрограмм)

Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников);

 организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

 организация стажировки выпускников учреждений профессионального образования в целях приобретения ими опыта работы;

 содействие трудоустройству инвалидов;

 содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

 оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

Основные
 исполнители
 Программы

Департамент труда и занятости населения Кемеровской
 области, государственные учреждения центры занятости населения Кемеровской области (далее - ЦЗН), органы исполнительной власти Кемеровской области, подведомственные учреждения которых являются участниками мероприятий Программы

Объемы и
 источники
 финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2010 году -1073195,78 тыс. рублей, в том числе:
 субсидия федерального бюджета - 1015606,58 тыс. рублей,
 средства областного бюджета - 57589,2 тыс. рублей

Целевой
 показатель
 Программы

Недопущение превышения уровня регистрируемой безработицы выше 2,8 процента экономически активного населения, коэффициента напряженности - 2,9 человека на одну вакансию, заявленную в службу занятости

Показатели
 результативности Программы

Прохождение опережающего профессионального обучения 1961 работником организаций, находящимся под угрозой увольнения;

 участие в общественных и временных работах 27,7 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;

 участие в стажировке с целью приобретения опыта работы 3579 выпускников учреждений профессионального образования и 2476 наставников;

 трудоустройство на постоянное место работы 192 инвалидов из числа безработных и ищущих работу граждан;

 создание не менее 8840 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

 оказание адресной поддержки 221 гражданину, переезжающему в другую местность для замещения рабочих мест

Организация
 контроля за
 выполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют:
 государственный заказчик Программы, Губернатор
 Кемеровской области, Федеральная служба по труду и
 занятости населения

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


В 2009 году ситуация на рынке труда области складывалась под негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса, проявившегося в замедлении и снижении темпов роста практически всех макроэкономических показателей.

По итогам 10 месяцев производство валового регионального продукта оценивается в объеме 387 млрд. рублей, что на 11,1 процента ниже уровня 2008 года.

Снижение спроса на основную продукцию кузбасских товаропроизводителей: уголь, металл, химию - и ограниченный доступ к внешним заимствованиям стали причинами значительного снижения объемов промышленного производства.

В 2009 году объем промышленного производства, по оценке специалистов, сократится на 12 процентов, в том числе в добывающем секторе экономики - на 3 процента, в обрабатывающем – на 21,5 процента.

Наиболее значительное снижение объемов производства отмечается в машиностроении - до 33 процентов, металлургии – до 83 процентов, производстве кокса и нефтепродуктов – до 83 процентов, химическом производстве – до 85 процентов.

Отмечается снижение инвестиционной активности. Объем инвестиционных вложений в развитие экономики области составит 109,4 млрд. рублей, что на 30 процентов меньше уровня 2008 года. Падение инвестиционной активности напрямую связано со снижением потенциала экономического развития региона.

Сокращение инвестиционного спроса и высокий процент ставок по кредитным ресурсам привели к значительному снижению объемов строительных работ (на 18 процентов к уровню 2008 года).

Вследствие того, что до конца 2009 года ожидается сохранение отрицательной динамики потребительского спроса, оборот розничной торговли уменьшится на 20 процентов, платные услуги населению - на 2 процента по сравнению с 2008 годом.

На сокращение потребительского спроса в первую очередь повлияло снижение денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2009 году составят 87 процентов к 2008 году. При незначительном росте (на 3 процента) среднемесячной заработной платы ее реальный размер уменьшился на 7 процентов.

Число убыточных предприятий увеличилось до 38,9 процента. Объем прибыли прибыльных предприятий сократился в 4,8 раза и составил 29,8 млрд. рублей.

Просроченная кредиторская задолженность возросла в 1,6 раза к уровню прошлого года, просроченная дебиторская задолженность - на 14 процентов.

В 2009 году отмечаются следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда:

снижение занятости населения. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, численность работающих в организациях сократилась на 5,3 процента в сравнении с 2008 годом. Наиболее значительное уменьшение численности персонала зафиксировано в:

производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 26 процентов);

производстве неметаллических минеральных продуктов (на 23 процента);

строительстве, производстве транспортных средств и оборудования (по 17 процентов);

деятельности гостиниц и ресторанов, производстве машин и оборудования, металлургическом производстве (на 15 процентов);

добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (на 12 процентов);

рост численности работников, уволенных из организаций в связи с сокращением численности (штата) или ликвидацией организации. По данным еженедельного мониторинга, с октября 2008 г. по 1 декабря 2009 г. в службу занятости поступила информация о планируемом увольнении работников от 1350 предприятий. Численность предполагаемых к увольнению работников составляет 30,5 тыс. человек (8,3 процента от среднесписочной численности). По состоянию на 01.12.2009 уволены по инициативе работодателей 19,5 тыс. человек (64 процента от планируемого объема сокращения), из них трудоустроены 6,3 тыс. человек. Наиболее крупные высвобождения прошли в ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат" - 1204 человека, ЗАО "Кузбассэлемент" - 514 человек, ООО "Шахтоуправление "Карагайлинское" - 570 человек;

увеличение масштабов неполной занятости в организациях. В среднем ежемесячно заявляли о переводе работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем 300 организаций. В июне режим неполной занятости действовал на 434 предприятиях для 56,8 тыс. человек.

По состоянию на 01.12.2009 режим неполной занятости действует на 303 предприятиях для 18,8 тыс. человек, из них:

находятся в простое 741 человек (15 предприятий);

переведено на неполное рабочее время 17,9 тыс. человек (284 предприятия);

находятся в отпусках без сохранения заработной платы 154 человека (10 предприятий);

наличие задолженности по выплате заработной платы. На начало 2009 года 37 организаций области имели задолженность по заработной плате в сумме 148,2 млн. рублей. В результате постоянной работы с руководителями предприятий по выплате просроченной задолженности по заработной плате она уменьшилась в 4,4 раза (с 183 млн. рублей в феврале (максимальная в текущем году) до 41,8 млн. рублей в декабре 2009 г.);

рост общей безработицы (по методологии Международной организации труда). По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень общей безработицы в Кемеровской области составил в феврале 2009 г. 11,3 процента от численности экономически активного населения, в мае 2009 г. - 8,9 процента, сентябре-октябре - 10 процентов (в среднем за 2008 год – 6,7 процента).

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила в сентябре-октябре 2009 г. 147,1 тыс. человек и возросла по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 1,6 раза;

рост регистрируемой безработицы. В январе-ноябре 2009 г. в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились 215,2 тыс. человек (в 2 раза больше). Признано безработными 131 тыс. человек (в 2 раза больше). Большинство из них (63 процента) уволены с предприятий и организаций области после 1 августа 2008 г., в их числе почти каждый второй (54 процента) уволен по собственному желанию, 14,5 процента - в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. Общее предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда достигло 257,4 тыс. человек (в 1,7 раза больше), из них 167,8 тыс. человек, или 65 процентов, имели статус безработного.

Значительный прирост числа безработных наблюдался в январе-апреле текущего года, тогда еженедельно численность безработных увеличивалась на 3 тыс. человек. С июня ситуация стабилизировалась, а с августа регистрируется еженедельное сокращение численности безработных, так, с 1 августа по состоянию на 1 декабря она снизилась на 15,4 тыс. человек и составила 53,2 тыс. человек. Тем не менее, уровень регистрируемой безработицы превышает показатель на начало года на 1,1 процентных пункта (рост с 2,5 до 3,6 процента). Значение показателя превышает среднероссийский уровень (2,7 процента) и средний по Сибирскому федеральному округу (2,8 процента);

уменьшение спроса на рабочую силу. На начало 2009 года в банке вакансий службы занятости находилась информация о 18 тыс. вакансий. К июню их число увеличилось до 39 тыс. и стало постепенно снижаться (на 01.12.2009 - 17,3 тыс. вакансий). Количество граждан, ищущих работу, превышает количество вакансий в 3,6 раза. Сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда - более половины вакансий (57 процентов) заявлено работодателями в городах Кемерово и Новокузнецке, где проживает 32 процента ищущих работу граждан. В результате напряженность на рынке труда (без учета вакансий и претендентов указанных городов) в среднем составила 5,6 человека на вакансию. В 11 городских округах и муниципальных районах области на каждую вакансию претендовало свыше десяти человек.

Кемеровская область относится к числу наиболее развитых промышленных регионов Сибири, имеющих сырьевую специализацию экономики. Промышленность является ведущим сектором экономики области, которая вместе с энергетикой вносит наибольший вклад в ВРП - 52,5 процента, что выше аналогичного показателя в среднем по России (26 процентов). Характерной особенностью Кузбасса является то, что большинство городов области являются моноструктурными.

В соответствии с методикой, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации, в Кемеровской области к монопрофильным муниципальным образованиям относятся 15 из 16 городских округов и 1 муниципальный район. Более четверти экономически активного населения указанных муниципальных образований заняты на предприятиях единого производственно-технологического комплекса.

Так, например, на ОАО "Южный Кузбасс" трудятся 63,6 процента занятых в экономике Мысковского городского округа. Указанная компания отгружает 70 процентов произведенной продукции и обеспечивает 36 процентов налоговых поступлений городского бюджета.

ООО "УК "Заречная" обеспечивает занятость 23 процентов работающих жителей города Полысаево и 28 процентов общего объема отгрузки. Доля указанной компании в налоговых поступлениях в муниципальный бюджет составляет 35 процентов.

ОАО "Юргинский машиностроительный завод" - крупнейшее предприятие Юргинского городского округа. Предприятие занимает 16,3 процента работающих, отгружает 73 процента произведенной в городе промышленной продукции, обеспечивает 26 процентов налоговых поступлений муниципального бюджета.

Наиболее значительное увеличение численности безработных произошло именно в городских округах области. Удельный вес безработных, зарегистрированных в центрах занятости муниципальных районов, в их общей численности по области снизился с 47 процентов на начало года до 32 процентов к концу ноября.

Более половины (58 процентов) безработных области являются жителями монопрофильных муниципальных образований.

Монопрофильными являются следующие муниципальные образования: Анжеро-Судженский городской округ, город Белово, Березовский городской округ, город Калтан, Киселевский городской округ, Краснобродский городской округ, Ленинск-Кузнецкий городской округ, Междуреченский городской округ, Мысковский городской округ, город Новокузнецк, Осинниковский городской округ, город Полысаево, Прокопьевский городской округ, Тайгинский городской округ, Юргинский городской округ и Таштагольский муниципальный район.

В 10 из 16 монопрофильных муниципалитетов уровень безработицы по состоянию на 01.05.2010 превышает среднероссийский показатель.

N

Наименование муниципального образования

Уровень регистрируемой безработицы,
 процентов

Численность безработных граждан,  зарегистрированных в службе занятости, человек

Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, человек

1

Анжеро-Судженский городской округ

3,0

1654

225

2

Березовский городской округ

3,7

1175

822

3

Город Калтан

3,3

500

383

4

Ленинск-Кузнецкий городской округ

3,6

2426

876

5

Междуреченский городской округ

3,2

2182

1389

6

Мысковский
 городской округ

4,1

1135

534

7

Осинниковский городской округ

4,3

1647

141

8

Город Полысаево

3,6

703

480

9

Юргинский городской округ

3,4

1858

137

10

Таштагольский муниципальный район

3,2

1098

1507

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»