В последние годы произошел подъем экономики Краснодарского края, годовой рост внутреннего регионального продукта превысил среднероссийский уровень. На этом фоне очевидно отставание развития коммунального комплекса Краснодарского края, в том числе населенных пунктов, что определяет необходимость принятия и реализации ресурсообеспеченной Подпрограммы модернизации этого сектора экономики.
Сложившаяся в населенных пунктах края ситуация в сфере развития инженерной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг населению, в том числе по водоснабжению, препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельских населенных пунктов Краснодарского края.
Одной из проблем развития сельских населенных пунктов Краснодарского края является неудовлетворительное обеспечение населения питьевой водой.
Уровень благоустройства населенных пунктов края остается неизменным на протяжении последних лет. В случаях отсутствия централизованного водоснабжения жители используют воду из децентрализованных источников водоснабжения (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников).
Практически во всех муниципальных образованиях Краснодарского края основным проблемным вопросом по решению обеспечения водой потребителей является необходимость реконструкции аварийных и строительства новых объектов водоснабжения (сетей водопровода, артезианских скважин, станций очистки и обеззараживания воды, резервуаров запаса чистой воды, водонапорных башен, водопроводных насосных станций).
Большинство систем питьевого водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды. Более 38 процентов от общей протяженности уличной водопроводной сети находится в аварийном состоянии и нуждается в замене. Неучтенные расходы (потери) воды в некоторых муниципальных образованиях достигают более 50 процентов при среднекраевых 39,1 процента.
В результате недостаточных бюджетных и внебюджетных инвестиций снизились объемы строительства объектов водоснабжения и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов.
Сложившаяся ситуация в сфере водоснабжения препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития муниципальных образований Краснодарского края.
Исходя из задач социально-экономического развития Российской Федерации и Краснодарского края на ближайший период и среднесрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Подпрограмма разработана в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р. Мероприятия Подпрограммы разработаны с учетом определенных Водной стратегией основных направлений деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающих устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.
Реализация Подпрограммы предусматривает переход к формированию в городских округах, городских и сельских поселениях муниципальных районов Краснодарского края условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству предоставления коммунальных услуг населению, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Интересы населения и бюджетов нарушаются посредством предъявления к оплате через завышенные нормативы потребления фактически не потребленных объемов воды. Гарантированное обеспечение каждого гражданина России питьевой водой в необходимых количествах по доступной цене предусмотрено концепцией федеральной целевой подпрограммы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, с учетом которой разрабатывалась Подпрограмма.
Удельное нормативное водопотребление в большинстве населенных пунктов превышает установленные органами местного самоуправления нормативы потребления. Расчеты по нормативам (без учета фактического потребления) не обеспечивают ценовой чувствительности к нерациональному потреблению воды, не стимулируют население к установке приборов учета.
Низкий уровень внешних и внутренних инвестиций не обеспечивает своевременного выполнения капитального ремонта основных фондов организаций коммунального хозяйства и приводит к дальнейшему снижению надежности работы коммунальных систем. В результате увеличиваются не только количество аварий и повреждений на один километр сетей, что является негативным социальным фактором, но и затраты на восстановление основных фондов.
Для технического оснащения и перевооружения организаций коммунального хозяйства Краснодарского края требуются значительные финансовые ресурсы, которых отрасль не имеет. Низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности водоснабжающих организаций не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов. В сложившейся ситуации решить проблему финансирования технического переоснащения организаций коммунального хозяйства без государственной поддержки практически невозможно.
Решение организационно-методических, экономических и правовых проблем в сфере водоснабжения на территории Краснодарского края требует использования программно-целевого метода.