Согласно официальным статистическим данным, в Курганской области в 2002 г. реальные располагаемые денежные доходы населения составляли 22% уровня 1991 г. Повышение денежных доходов на протяжении последнего десятилетия зафиксировано дважды - в 1993 г. и в 1997 г. Экономический кризис 1998 г. оборвал тенденцию повышения реальных доходов, однако, начиная с 2000 г. возобновилась позитивная динамика средних доходов. В 2001 году в связи со значительным ростом уровня инфляции реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 3,7%, за 2002 г. - на 8,8%.
Несмотря на то, что ряд показателей основных доходов населения в 2001 -2002 гг. стали выглядеть лучше относительно предыдущих лет, низкие доходы и бедность являются по-прежнему одной из самых острых социальных проблем Курганской области.
Анализ состояния дел по изучаемой проблеме дает следующую картину.
Проблема бедности в Курганской области имеет наряду с общими, общероссийскими, и собственные, специфические черты.
Одной из самых опасных тенденций является все большее снижение доли оплаты труда в общем объеме денежных доходов - с 47,5 % в 1995 году до 39,3% в 2002 году. Тенденция снижения доли оплаты труда обусловлена рядом обстоятельств. В период рыночных преобразований появились новые источники доходов, значительные масштабы приобрели доходы от скрытой (неформальной) экономической деятельности, имеет место сокрытие оплаты труда. В 2002 году доля доходов из прочих источников увеличилась до 22,9% (в 1995 г.- 15,6%), в составе которых объединены доходы различных источников: теневая экономика, сокрытые доходы в различных секторах экономики и т.д. В Курганской области средняя заработная плата с учетом выплат социального характера в 2002 году обеспечивала 1,5 среднероссийского прожиточного минимума - это ниже, чем в других областях Уральского федерального округа.
Ограничение сферы прямого воздействия государства на оплату труда работников предприятий и организаций различных форм собственности, расширение прав предприятий и организаций в решении вопросов оплаты труда и дополнительных расходов, связанных с содержанием рабочей силы, создали предпосылки для усиления межотраслевой дифференциации заработной платы.
По-прежнему сохранились высокие темпы роста среднемесячной заработной платы работников отраслей финансов и кредитования, транспорта, органов управления. В 2002 году она превысила среднеобластной уровень соответственно в 2,3; 1,6; 1,4 раза.
Самая низкая величина оплаты труда сохранилась в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и искусства, образования, лесном хозяйстве. Если, в 1995 году межотраслевой размах вариации максимального и минимального значений среднемесячной заработной платы составлял 3,4 раза (629 руб. на транспорте и 186 руб. в учреждениях образования), то в 2002 году - 5,2 раза (6547 руб. в финансовой деятельности, кредитовании и 1258 руб. в сельском хозяйстве).
Существенное влияние на уровень бедности играет неравномерность выплат и задолженность по заработной плате. Общий объем задолженности по выплате заработной платы на 1 января 2003 года составил 281 млн. руб. (на 1 января 2002 года - 357,7 млн. руб.).
В составе денежных доходов значительное место занимали социальные трансферты. В структуре социальных трансфертов в 2002 году основную долю (78%) занимали пенсии.
На начало 2003 года численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составила 285 тыс. человек. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения - 26,7%, из них 95,2% - пенсионеры, получающие трудовые пенсии, 4,8% - социальные пенсии, 0,3% - пенсионеры-военнослужащие.
Средний размер месячной пенсии (с учетом компенсации) составил в декабре 2002 года 1386,1 руб., что в 1,2 раза выше показателя 2001 года в результате проведенных в 2002 году индексаций пенсий всем пенсионерам. Несмотря на неоднократное повышение пенсий, их уровень остается значительно ниже величины средней заработной платы.
Одной из групп населения, имеющих фиксированные доходы, являются студенты. В 2002 году из бюджета выплачено стипендий студентам ВУЗов, учащимся техникумов и других учебных заведений в сумме 54,4 млн. руб. Приведенные данные свидетельствуют о том, что студенты являются наиболее социально незащищенными, так как величина стипендии в процентах к заработной плате на протяжении последних лет снижается и не достигает даже третьей части прожиточного минимума.
Пенсия, заработная плата и прожиточный минимум по Курганской области
(руб., 1995 - 1997 гг. - тыс. руб.)
Принятие федеральных нормативных правовых актов не смогло изменить ситуацию по улучшению жизненного уровня беднейшего населения. Сохраняющийся разрыв между уровнем средней заработной платы, пенсии и величиной прожиточного минимума не достиг даже докризисного уровня.
Неравномерность в распределении доходов. Наиболее ярко этот процесс характеризует соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения. Если в 1997 г. это соотношение по Курганской области составляло 17,6 раз, то в 2002 г. - 12,5 раз. Несмотря на то, что степень дифференциации денежных доходов снизилась, по-прежнему распределение общего объема денежных доходов населения области происходит в пользу наиболее высокодоходных слоев. В 2002 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 28% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,3%. Таким образом, если 10% населения с наибольшими доходами могут поддерживать свою жизнедеятельность на социально-приемлемом для современного человека уровне, потребляя расширенный объем социальных благ (покупать одежду и обувь, приобретать товары длительного пользования, в частности телерадиоаппаратуру, мебель, предметы для отдыха и увлечений, оплачивать образовательные, медицинские услуги, пассажирского транспорта, посещать кафе и рестораны), то в 10% группе населения с наименьшими доходами уровень потребностей деформировался настолько, что они находятся на грани "выживания".
Уровень жизни населения находится в прямой зависимости от степени развития материального производства, экономики в целом. Соседи по Уральскому региону имеют развитую промышленность и богатые месторождения полезных ископаемых. В Курганской области в большей степени сохраняется зависимость от размера и своевременности поступлений дотаций из федерального бюджета. Поэтому по многим показателям уровень жизни населения Курганской области еще долго будет находиться ниже уровня соседних областей. Так, доход одного жителя Тюменской области в 2002 году превысил доход зауральца в 3,7 раза, среднедушевые доходы в Челябинской области, Свердловской области были выше в 1,5 раза.
Региональный аспект бедности обусловлен целым рядом причин, среди которых:
- разный экономический потенциал регионов;
- преобладание в регионе нерентабельных предприятий и организаций депрессивных секторов экономики;
- низкая способность населения адаптироваться к новому типу экономических отношений;
- неудовлетворительная структура занятости.
Денежные доходы в расчете на одного жителя областей уральского федерального округа
(руб. в месяц, 1997 г. -тыс. руб.)
Систематически проводимое Правительством Курганской области наблюдение позволяет в динамике описать социально-экономическую ситуацию в области и выбрать основные точки для продолжения более детального исследования проблем бедности в рамках разрабатываемой программы.
Исследования показали, что на протяжении всего анализируемого периода самыми актуальными неуклонно остаются социально-экономические проблемы: дороговизна жизни, малый размер получаемого дохода. На втором месте - социальные и молодежные проблемы: тревога за будущее детей, рост преступности, наркомания и алкоголизм. Население больше озабочено проблемами личного плана, даже такие социальные проблемы, как рост преступности, наркомания и алкоголизм воспринимаются через призму угрозы для личного благополучия.
Анализ показателей динамики самооценок материального положения участников исследований показал, что в области в последние два года происходит постепенное увеличение числа среднеобеспеченных граждан и уменьшение доли малообеспеченных. Положительная динамика складывается в определенной мере в связи с повышением размера зарплаты в бюджетной сфере и социальных пособий, а также за счет психологической адаптации к новым условиям жизни и работы. Однако когорту малоимущих формируют 32,5% опрошенных, т.е. почти каждый третий.