Недействующий

О государственной программе "Развитие культуры села Астраханской области на 2013-2020 годы"

Материально-техническая база муниципальных учреждений культуры села


Главной проблемой ресурсного характера муниципальных учреждений культуры является их материально-техническое обеспечение. Износ основных средств в значительной степени затрудняет использование потенциала сельской культуры Астраханской области в полном объёме.

Решению данной проблемы вот уже несколько лет способствует реализация мероприятий подпрограммы "Живи, глубинка астраханская!" отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области". Так, в 2010-2011 годах финансирование по вышеуказанной подпрограмме из бюджета Астраханской области составило:

2010 год - 2280,0 тыс. рублей;

2011 год - 3070,0 тыс. рублей.

Несмотря на выделяемое финансирование, состояние материально-технической базы учреждений культуры продолжает ухудшаться и неспособно на сегодняшний день обеспечить должное развитие культуры на селе.

По данным статистики, третья часть зданий муниципальных учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии; 30,5% - требуют капитального ремонта, износ оборудования в среднем составляет 70%.

Существующие здания слабо оснащены современным оборудованием, непривлекательны по дизайну, а также в большинстве своем недоступны для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Большую проблему представляет отсутствие необходимой проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, что препятствует не только включению муниципальных учреждений культуры в федеральные долгосрочные целевые программы, целевые программы Астраханской области, но и разработке самих долгосрочных целевых программ.

Материально-техническая база муниципальных учреждений культуры сформировалась в 70-80-е годы прошлого столетия и за последнюю четверть века не обновлялась в 42% этих учреждений. В муниципальных учреждениях культуры отсутствует качественная звуковая и осветительная аппаратура, в образовательных учреждениях отрасли культуры не ведется обновление музыкальных инструментов (износ инструментов составляет 90%).

За последние 5 лет в процессе реструктуризации и оптимизации сеть клубных учреждений сократилась на 16 единиц, 20% зданий домов культуры требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.

Некоторые дома культуры были построены еще в середине 19 - начале 20 века. К примеру, здания девяти учреждений культуры были построены более 100 лет назад, 62 здания имеют возраст от 100 до 50 лет, 124 здания - от 50 до 30 лет и менее 30 лет - 45.

Сеть сельских библиотек за последнее десятилетие сократилась на 12 сетевых единиц. 12% библиотек требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, 20% библиотек осуществляют свою деятельность в неудовлетворительных помещениях (среднероссийский показатель - 8,2%), в 90% библиотек требуется модернизация библиотечного оборудования, 72% библиотек не телефонизированы.

Книжный фонд сельских библиотек уменьшился более чем на 100 тыс. экземпляров. На 1 сельскую библиотеку в среднем приходится только 40 новых книг при минимальной потребности в 500. Среди субъектов Российской Федерации Астраханская область занимает 67 место по данному показателю.

За десять лет количество киноустановок снизилось с 600 до 59 единиц. Отсутствует кинообслуживание в Володарском и Камызякском районах, а также в селе Икряном, где помещения кинотеатров были перепрофилированы. Необоснованное прекращение кинообслуживания в муниципальных районах и сельских поселениях Астраханской области под предлогом неокупаемости расходов на содержание муниципальных объектов показа кино, сокращение численности киноспециалистов, ликвидация кинодирекций привели к тому, что кинооборудование в этих муниципальных образованиях разукомплектовано, в отдельных случаях не подлежит восстановлению и непригодно при демонстрации фильмов на пленочных носителях.

По информации некоммерческого партнерства "Сообщество национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс", прозвучавшей в ходе заседания Международного комитета ассоциаций кинотеатров, в конце 2012 года планируется прекращение выхода кинофильмов на пленке. Областная киносеть, оснащенная только 35-миллиметровыми пленочными проекторами, уже в 2013 году не будет иметь технической возможности демонстрировать новинки российского и мирового кино. Необходимо отметить, что для переоснащения кинотеатров цифровой киноаппаратурой на уровне муниципального района требуется 56,5 млн рублей.

Всего 4 муниципальных образования Астраханской области имеют специализированный автотранспорт для внестационарного обслуживания населения, и только на уровне муниципального района.

Существуют проблемы и по кадровой обеспеченности сельских учреждений культуры. Нужны хормейстеры, аккомпаниаторы, хореографы, руководители творческих коллективов по разным жанрам искусства, педагоги в музыкальные, художественные школы и школы искусств.

На сегодняшний день доля работников муниципальных учреждений культуры в возрасте до 30 лет составляет 17%, доля работников от 30 до 55 лет - 62%, старше 55 лет - 21%. В связи с этим по-прежнему серьезным и актуальным остается вопрос преемственности кадров.

Уход из жизни людей старшего поколения - носителей и знатоков народных традиций - создает проблему культурной преемственности.

Уровень финансирования муниципальных учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов их нестабильного развития. Всё это не позволяет в полном объёме использовать культурный потенциал Астраханской области. Необходима государственная поддержка сферы культуры села, которая должна быть направлена на обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям, сохранение национальной самобытности, развитие народного творчества.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские поселения Астраханской области не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей сельского населения.

Многообразие направлений в сфере культуры села (клубы, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности и обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью культуры задач.

Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Астраханской области.

В рамках реформы местного самоуправления ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам, создание и предоставление услуг культуры сконцентрирована на уровне органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и муниципальных учреждений культуры, которые не в состоянии без государственной поддержки эффективно участвовать в проведении социальных реформ, удовлетворении культурных потребностей проживающего на их территории населения.

Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках региональной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам в рамках Программы.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов на основе:

- определения целей, задач, состава мероприятий, сроков и запланированных результатов;

- концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам сохранения и развития культурного потенциала сельских поселений Астраханской области;