Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 01.08.2017)


Промышленность


В структуре промышленного производства пищевая и перерабатывающая отрасли занимают около 90%. Расположенный среди крупных сельскохозяйственных районов город имеет все условия для развития данной отрасли. Основная номенклатура выпускаемой продукции - мука, крупы, комбикорма, хлеб, растительное масло, макаронные изделия, сыры.

За 2005 - 2013 годы предприятиями города отгружено товаров собственного производства на сумму 39 млрд руб. (3,8% от общего объема по городам края). Стабильно высокие объемы выпускаемой продукции демонстрирует ЗАО "Алейскзернопродукт" им. С.Н.Старовойтова - растительное масло, макаронные изделия, мука, крупы, комбикорма, премиксы. Наблюдается постепенное снижение объемов выпуска мяса, колбасных изделий.

Основной проблемой развития промышленности города является слабо диверсифицированная экономика. На крупных промышленных предприятиях города уровень загрузки производственных мощностей в 2012 году составляет от 72,2% в ЗАО "Алейскзернопродукт" им. С.Н.Старовойтова и до 40% в ООО "Алейский хлебокомбинат N 1". На ряде промышленных предприятий наблюдается сложная финансовая ситуация.

Инвестиции в основной капитал предприятиями и организациями всех форм собственности за 2002 - 2013 годы за счет всех источников финансирования составили свыше 2 млрд руб. (около 0,8% от общего объема по городам за данный период). По инвестициям в основной капитал на душу населения - 6 место (в 2013 году - 10,2 тыс. руб.). На бюджетные инвестиции приходится около 30% капитальных вложений крупных и средних организаций города.

В 2002 - 2013 годы за счет всех источников финансирования введены в действие жилые дома общей площадью 41,4 тыс. кв. метров, что составляет около 1% от общего ввода жилья по городам. По объему введенных жилых помещений на душу населения и уровню обеспеченности жильем город находится на 5 месте среди городов края.

В г. Алейске осуществляется работа в области градостроительной деятельности: приняты документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Организована работа по созданию информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Основной вклад в улучшение инвестиционного климата в городе вносит градообразующее предприятие. Вместе с тем, предприятия проводят инвестиционную политику, направленную на перспективу, - осуществляют реконструкцию и модернизацию производства.

Ввод жилья осуществляется преимущественно за счет средств индивидуальных застройщиков. На протяжении 20 последних лет в городе не проводилось масштабного строительства жилья.

В настоящее время для жителей г. Алейска существует достаточно развитая транспортная инфраструктура и соответственно транспортная доступность. Существующая инфраструктура железнодорожной сети в г. Алейск представлена Западно-Сибирской ж.д. филиала ОАО "РЖД" линией Барнаул - Рубцовск и станцией Алейская. Станция открыта для приема и выдачи грузов повагонными и мелкими отправками. В настоящий период указанные объекты перерабатывают объемы немногим более 50% от номинальной возможности в перевозках пассажиров и грузов.

Для города характерно стабильное развитие потребительского рынка. За 2002 - 2013 годы оборот розничной торговли вырос в сопоставимых ценах в 2,7 раза (по краю - в 2,6 раза) и по итогам 2013 года составил 3,0 млрд руб. В рейтинге городов по обороту розничной торговли на душу населения Алейск занимает 6 место. Обеспеченность населения торговыми площадями превышает норматив по торговым площадям, предназначенным для реализации продовольственных товаров, на 66%, по непродовольственным - на 11%.

Вместе с тем в городе необходимо развивать рыночные формы торговли, в том числе путем реконструкции и модернизации имеющихся стационарных помещений и нестационарных торговых объектов, обустройства и оснащения современным торговым оборудованием, обновления торговых мест, создания наиболее благоприятных условий для покупателей.

Оборот общественного питания в целом за 2002 - 2013 годы в сопоставимых ценах увеличился в 1,3 раза (по краю - в 1,6 раз) и составил 89,5 млн руб. (около 2% от оборота по городам). По обороту общественного питания на душу населения город занимает 6 место. Несмотря на выполнение норматива обеспеченности населения посадочными местами в объектах питания, в городе отмечается дефицит предприятий быстрого обслуживания, специализированных кафе (детских, национальных), а также предприятий общественного питания в учреждениях и организациях.

Помимо развития указанных форматов необходимо проводить работу по открытию сезонных (летних) кафе, которые в настоящее время полностью отсутствуют.

Для повышения комфортности пребывания туристов на туристических маршрутах необходимо создание современной сервисной дорожной инфраструктуры с учетом комплексного предоставления качественных и востребованных услуг. В связи с этим на федеральной трассе в границах города Алейска целесообразна реализация инвестиционного проекта строительства комплекса дорожного сервиса с предоставлением востребованных услуг высокого уровня: гостиница, кафе быстрого обслуживания, мини-маркет, автостоянка, СТО, автомойка, благоустроенный туалет, объекты бытового обслуживания, а также банкомат, терминал, Интернет и другие виды телекоммуникационных услуг.

В сфере малого и среднего предпринимательства занято около 35% занятых в экономике. Более 60% индивидуальных предпринимателей города Алейска заняты в сфере торговли, но их доля постепенно сокращается. Доля налогов, полученных от субъектов предпринимательства, в налоговых доходах муниципального образования достигла 17,8% (в 2002 году - 16,8%).

Из бюджета города на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса направлено в 2013 году - 309,0 тыс. руб. (в 2011 г. - 238,0 тыс. руб.). На софинансирование мероприятий программы поддержки предпринимательства в 2011 - 2013 годы город из краевого и федерального бюджетов получил 3,0 млн руб.

В 2008 году в городе создан информационно-консультационный центр поддержки предпринимательства.

На малых и средних промышленных предприятиях города недостаточно используются современные технологии, что приводит к преобладанию низкоквалифицированного труда в экономике города и соответственно к низкому уровню заработной платы.

Для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса необходимы мероприятия, направленные на сокращение незаконной предпринимательской деятельности; повышение уровня заработной платы; развитие малого и среднего бизнеса, занятого в материальном производстве.

За 2002 - 2013 годы наблюдался рост уровня жизни темпами ниже, чем в целом по краю: за 2002 - 2013 годы заработная плата выросла в 5,2 раза (по краю - в 7,0 раз), среднемесячные денежные доходы на душу населения - в 6,8 раза (по краю - в 7,3 раза).

По итогам 2013 года среднемесячные доходы населения составили 14327 руб. В структуре денежных доходов на доходы от предпринимательской деятельности приходится лишь около 3% (в среднем по городам - около 35%), на фонд оплаты труда - 34% (в среднем по городам - около 30%), социальные выплаты - 19%. В 2013 году среднемесячная заработная плата составляла 17616 руб. По уровню заработной платы город занимает 6 место среди городов края (в 2002 году - 5 место), уступая промышленным городам Заринск, Новоалтайск, Барнаул и городу-курорту Белокурихе. В городе отсутствует задолженность по заработной плате.

По итогам 2013 года в городе не достигнуты соотношения средней заработной платы работников бюджетной сферы к средней заработной плате по краю, установленные "дорожными картами", в целях реализации майских указов Президента Российской Федерации (по педагогическим работникам дополнительного образования детей, педагогическим работникам дошкольного образования детей, работникам учреждений культуры).

Уровень жизни населения города повышается темпами ниже, чем в целом по краю.

На рынке труда за 2002 - 2013 годы наблюдается снижение показателей безработицы. По состоянию на 01.01.2014 численность официально зарегистрированных безработных составила 193 человека (на 01.01.2003 - 565 человек), уровень безработицы составил 1,1%, но остается выше, чем в среднем по городам (0,6%). С 2002 года наблюдается положительная тенденция снижения напряженности на рынке труда: коэффициент напряженности снизился более чем в 11 раз и на 01.01.2014 составил 1,2 незанятых граждан на одну вакансию.

Уровень безработицы выше, чем в среднем по городам.

По уровню бюджетной обеспеченности населения за счет налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета город занимает 4 место среди малых городов края. За 2002 - 2013 годы доля собственных доходов бюджета остается достаточно низкой: в 2013 года налоговые и неналоговые доходы бюджета обеспечивали 38,6% всех расходов.

Дотационность бюджета приводит к недостатку средств на поддержание городской инфраструктуры. Ситуация усугубляется в связи с реорганизацией воинской части и, как следствие, сокращением налоговых поступлений.

Жилищно-коммунальное хозяйство. В 2013 году организациями ЖКХ получен отрицательный сальдированный финансовый результат в размере 36,6 млн руб. Доля безубыточных организаций составила 46%. Для города характерен высокий уровень износа объектов ЖКХ - 75%, в том числе (по водоотведению - 65%, по теплоснабжению - 80%).