Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2014 года N 340

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 08.02.2019 N 35, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 12.02.2019).
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 06.07.2015 N 270, от 11.08.2016 N 267, Постановления Правительства Алтайского края от 01.08.2017 N 280)


В целях повышения качества жизни населения малых городов Алтайского края, обеспечения их устойчивого социально-экономического развития постановляю:

1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Развитие малых городов Алтайского края" на период до 2020 года.

2. Утратил силу. - Постановление Администрации Алтайского края от 11.08.2016 N 267.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН



Утверждена
Постановлением
Администрации Алтайского края
от 22 июля 2014 года N 340

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 (в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 06.07.2015 N 270, от 11.08.2016 N 267, Постановления Правительства Алтайского края от 01.08.2017 N 280)


 Паспорт государственной программы Алтайского края "Развитие малых городов Алтайского края" на период до 2020 года

Ответственный исполнитель

Министерство экономического развития Алтайского края

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 01.08.2017 N 280)

Участники программы

управление Алтайского края по промышленности и энергетике;

Министерство сельского хозяйства Алтайского края;

управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям;

управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу;

управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;

Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края;

Министерство труда и социальной защиты Алтайского края;

Министерство здравоохранения Алтайского края;

Министерство образования и науки Алтайского края;

управление спорта и молодежной политики Алтайского края;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края

(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 06.07.2015 N 270, от 11.08.2016 N 267, Постановления Правительства Алтайского края от 01.08.2017 N 280)

Подпрограммы программы

1) "Обеспечение устойчивого развития города Алейска";

2) "Обеспечение устойчивого развития города Белокурихи";

3) "Обеспечение устойчивого развития города Заринска";

4) "Обеспечение устойчивого развития города Камень-на-Оби";

5) "Обеспечение устойчивого развития города Славгорода";

6) "Обеспечение устойчивого развития города Яровое";

7) "Обеспечение устойчивого развития города Горняка Локтевского района"

Цели программы

повышение качества жизни населения малых городов Алтайского края на основе устойчивого социально-экономического инновационного развития

Задачи программы

развитие приоритетных направлений реального сектора экономики малых городов, обеспечивающих повышение заработной платы и уровня занятости населения;

повышение доступности и качества услуг социальной инфраструктуры;

повышение эффективности муниципального управления

Целевые индикаторы и показатели программы

рост валового регионального продукта (ВРП) Алтайского края к уровню 2013 года, процентов;

число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения, единиц;

уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к численности трудоспособного населения (на конец периода), процентов;

среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.;

введенная общая площадь жилых домов, тыс. кв. м;

доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях, в общей численности детей данного возраста, процентов;

смертность от всех причин, случаев на тыс. чел. населения;

бюджетная обеспеченность (налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета на душу населения), тыс. руб.

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 06.07.2015 N 270)

Сроки и этапы реализации программы

государственная программа Алтайского края "Развитие малых городов Алтайского края" на период до 2020 года (далее - "государственная программа") реализуется с 2014 по 2020 годы

Объемы финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы (за счет всех источников финансирования) составит 18746353,6 тыс. руб., в том числе:

в 2014 году - 1681147,0 тыс. руб.;

в 2015 году - 1398217,4 тыс. руб.;

в 2016 году - 1960786,4 тыс. руб.;

в 2017 году - 961948,1 тыс. руб.;

в 2018 году - 2078662,0 тыс. руб.;

в 2019 году - 6842642,2 тыс. руб.;

в 2020 году - 3822950,5 тыс. руб.

(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 01.08.2017 N 280)

Ожидаемые результаты реализации программы

реализация государственной программы должна обеспечить к 2020 году:

в качественном выражении:

укрепление социально-экономического положения малых городов, выход муниципальных образований на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое социально-экономическое развитие;

существенное улучшение инвестиционной привлекательности территорий;

развитие традиционных видов деятельности и формирование предпосылок для создания новых высокотехнологичных производств в обрабатывающей промышленности;

создание новых центров экономического роста на базе малых городов региона, снижение дифференциации территориального развития;

создание новых высокопроизводительных рабочих мест, повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

популяризация курортов и здравниц городов Белокурихи и Яровое и динамичное развитие туристско-рекреационного комплекса;

модернизация социальной инфраструктуры, жилищного сектора, обеспечивающих значительное повышение качества жизни населения;

увеличение налоговой базы местных бюджетов за счет развития новых производств;

повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления;

в количественном выражении:

рост объема валового регионального продукта (ВРП) Алтайского края (в сопоставимых ценах) к 2020 году относительно уровня 2013 года в 1,2 раза;

увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения с 384 ед. в 2013 году до 485 ед. в 2020 году;

снижение уровня официально зарегистрированной безработицы по отношению к численности трудоспособного населения с 1,6% в 2013 году до 1,4% в 2020 году;

увеличение среднемесячной заработной платы одного работника с 18,0 тыс. руб. в 2013 году до 26,7 тыс. руб. в 2020 году;

увеличение введенной в эксплуатацию общей площади жилых домов с 664,7 тыс. кв. м в 2013 году до 1050 тыс. кв. м в 2020 году;

увеличение к 2020 году доли детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях, в общей численности детей данного возраста до 85%;

снижение смертности от всех причин с 14,0 случаев на тыс. чел. населения в 2013 году до 13,5 случая на тыс. чел. населения в 2020 году;

рост бюджетной обеспеченности (налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета на душу населения) с 21,6 тыс. руб. в 2013 году до 25,4 тыс. руб. в 2020 году.

(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 06.07.2015 N 270, от 11.08.2016 N 267)


 I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


 1.1. Анализ текущего состояния данной сферы


Алтайский край по численности населения (2,4 млн чел. по состоянию на 01.01.2013) занимает 22 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе; в городской местности проживают 1,3 млн человек, или 53% населения (в среднем по Сибирскому федеральному округу - 72,2%, по России - 74%).

В настоящее время в крае насчитывается 11 городских округов и 6 городских поселений, из них в 6 городах численность населения не превышает 50 тыс. человек. В соответствии с критериями Министерства регионального развития Российской Федерации к малым городам края отнесены городские округа - город Алейск, Белокуриха, Заринск, Камень-на-Оби, Славгород, Яровое, городское поселение - город Горняк. В малых городах края проживает около 200 тыс. чел. (16,5% от городского населения края). Большинство из них - районные центры.

Специализацией малых городов является пищевая и перерабатывающая промышленность, химическая промышленность, производство кокса, туризм и рекреация. Города Алейск и Заринск относятся к населенным пунктам с монопрофильной структурой экономики. Города Яровое и Белокуриха обладают значительным туристическим потенциалом.

Существен вклад малых городов в экономику края: на их долю приходится около 20% объемов промышленного производства, более 25% туристов посещают данные территории, в то же время средняя заработная плата, оборот розничной торговли на душу населения ниже, а уровень безработицы выше, чем в среднем по городам края.

В последние годы для малых городов региона характерно увеличение доли населения в возрасте старше трудоспособного - 23,7% (в среднем по городам края - 22,5%), при этом доля населения трудоспособного возраста снизилась с 64% в 2002 году до 58,0% в 2012 году (по городам края - 61,0%). Наметилась положительная тенденция снижения естественной убыли, а в 2013 году в малых городах (за исключением городов Яровое, Камень-на-Оби) зарегистрирован естественный прирост населения. При этом во всех малых городах края причиной снижения численности населения является в основном миграционный отток: за 2006 - 2013 годы по малым городам миграционная убыль составила 7,3 тыс. человек. В то же время в 2013 году в городах Белокурихе, Яровое наблюдался миграционный прирост населения.

В промышленных малых городах снижение объемов производства наблюдалось в годы экономического кризиса вследствие снижения спроса на выпускаемую продукцию. Около 90% объема отгруженной продукции в малых городах приходится на предприятия обрабатывающих производств. Основная номенклатура выпускаемой промышленной продукции: кокс, лакокрасочные изделия, лекарственные препараты, строительные нерудные материалы, мука, крупа, комбикорма, растительное масло, колбасные изделия, молочная продукция, сыры.

На долю малых городов приходится менее 3% общекраевого объема капитальных вложений, а по уровню инвестиций в основной капитал на душу населения малые города уступают не только крупным городам, но и большинству районов края. Реализация проектов, которые способны обеспечить высокий темп экономического роста, в настоящее время ограничивается состоянием инженерной и транспортной инфраструктуры, низкой инновационной активностью предприятий.

За 2002 - 2013 годы в малых городах было введено около 340 тыс. кв. м жилья, что составляет лишь 4% от аналогичного показателя по краю, при этом ввод жилья обеспечивается в основном индивидуальным строительством.

На долю малых городов приходится менее 10% товарооборота и около 15% оборота общественного питания городов края.

Также для малых городов края характерны более низкие темпы роста уровня жизни, чем в среднем по краю: за 2002 - 2013 годы среднемесячная заработная плата возросла в 5,5 раза (по краю - в 7 раз). На рынке труда малых городов отмечается снижение числа безработных, но уровень безработицы (1,6%) остается выше, чем в среднем по городам региона (0,6%).

Собственные доходы бюджетов малых городов обеспечивают лишь 40% всех расходных обязательств, исключение составляет лишь город-курорт Белокуриха (более 60%). При этом бюджеты малых городов имеют социальную направленность.

В сфере ЖКХ малых городов наблюдается высокий износ основных фондов, низкая инвестиционная активность, убыточность организаций. По итогам 2013 года организациями ЖКХ малых городов получен отрицательный сальдированный финансовый результат (исключение составляют г. Заринск, г. Белокуриха).

Сохраняются проблемы, связанные с состоянием социальной инфраструктуры и доступом населения к основным социальным услугам. Так, наиболее значимой проблемой является высокий уровень заболеваемости, который сформировался в результате длительного воздействия специфических техногенных факторов. Это способствует росту уровня смертности и, кроме того, обусловливает повышенную потребность населения края, в том числе жителей малых городов, в объемах медицинской помощи, в особенности специализированной и высокотехнологичной. Медицинские учреждения, оказывающие данные виды помощи, развивались в основном на базе бывших медико-санитарных частей, сосредоточенных в г. Барнауле. Основу разветвленной сети сельских медицинских организаций, а также медицинских учреждений малых городов составляли стационарные подразделения с круглосуточным пребыванием пациентов, оказывающие медицинскую помощь только по 4 - 5 основным профилям: общая терапия, общая хирургия, общая педиатрия, акушерство, гинекология. Имевшийся коечный фонд существенно превышал потребности населения в "общих" койках, при этом отмечался выраженный дефицит кардиологических, пульмонологических, гастроэнтерологических, травматологических коек. В недостаточных объемах предоставлялась первичная специализированная медицинская помощь, практически не использовались возможности дневных стационаров.

Значимыми проблемами здравоохранения малых городов являются кадровый дефицит медицинских специалистов, недостаточная укомплектованность медицинских учреждений как врачами, так средним медицинским персоналом, а также большое число пенсионеров среди работающих медиков.

Для обеспечения качества и равнодоступности медицинской помощи в малых городах были сформированы специализированные отделения, центры и лаборатории, которые имели статус межрайонных и предоставляли специализированные виды медицинской помощи не только жителям городов, но и населению прикрепленных сельских районов.

В настоящее время требуется модернизация существующих учреждений здравоохранения, реализация мероприятий по повышению уровня оплаты труда медицинских работников, привлечению молодых специалистов в малые города.

По-прежнему актуальным вопросом остается обеспечение населения малых городов качественными и доступными услугами образования.

Охват дошкольным образованием детей, проживающих в малых городах, составляет около 70%. Ведется работа по модернизации системы образования: наблюдается рост заработной платы учителей, обеспечение качественных условий обучения, развитие материально-технической базы школ, создание центров дистанционного образования, повышение квалификации учителей и руководителей школ, комплектование школьных библиотек, проведение в образовательных организациях мероприятий по энергосбережению.

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 06.07.2015 N 270)

В то же время необходимо способствовать реализации проектов по формированию в системе образования инновационной технологической среды; расширять сеть дошкольных образовательных организаций, реализовывать современные направления дошкольного образования.

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 06.07.2015 N 270)

В малых городах доля населения, систематически занимающегося спортом, составляет 25,5%. Основной проблемой в развитии спорта является недостаток квалификационных кадров и низкая заработная плата тренеров-преподавателей ДЮСШ, также отмечается нехватка средств в местных бюджетах на содержание и обслуживание спортивных сооружений.

Таким образом, для малых городов характерны следующие основные проблемы:

за последние 10 лет наблюдается уменьшение численности населения в основном за счет миграционного оттока, увеличение доли населения в возрасте старше трудоспособного;

в большинстве малых городов края наблюдается снижение объемов промышленного производства, что обусловлено высоким износом основных фондов, низкой конкурентоспособностью продукции;

отмечается низкий уровень инвестиционной активности, по уровню инвестиций в основной капитал на душу населения малые города уступают не только крупным городам, но и большинству районов края;

ввод жилья осуществляется в основном за счет индивидуального строительства;

уровень жизни населения повышается более низкими темпами, чем в среднем по краю;

уровень безработицы остается выше, чем в среднем по городам края, сохраняется высокий уровень "теневой" занятости и доходов;

собственные доходы бюджетов малых городов обеспечивают лишь 40% всех расходных обязательств;

в сфере ЖКХ малых городов наблюдается высокий износ основных фондов, низкая инвестиционная активность, убыточность деятельности;

значимыми проблемами здравоохранения малых городов являются дефицит медицинских специалистов, недостаточная укомплектованность как врачами, так и средним медицинским персоналом, а также большое количество медицинских работников, достигших пенсионного возраста;

основной проблемой в развитии спорта является недостаток квалифицированных кадров и низкая заработная плата тренеров-преподавателей ДЮСШ, необходимость модернизации существующих спортивных объектов и строительства новых.


1.2. Прогноз развития сферы реализации государственной программы


Прогноз развития социально-экономической ситуации в малых городах Алтайского края основывается на параметрах долгосрочного прогноза социально-экономического развития Алтайского края на период до 2030 года, сформированного с учетом сценарных условий развития российской экономики на период до 2030 года по варианту умеренно-оптимистичного сценария.

С учетом параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития Алтайского края в 2012 году разработаны и утверждены основные документы стратегического планирования как для Алтайского края, так и для муниципальных образований, включая малые города. На региональном уровне это стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденная законом Алтайского края от 21 ноября 2012 года N 86-ЗС; на уровне малых городов - концепции социально-экономического развития на период до 2025 года и программы социально-экономического развития на период до 2017 года, утвержденные соответствующими нормативными документами городских советов народных депутатов.

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 06.07.2015 N 270)

В прогнозируемом периоде до 2020 года усилится положительная динамика роста ВРП Алтайского края (не ниже 5,5 - 6% к предыдущему году (в сопоставимых ценах). Рост будет обусловлен дальнейшей реализацией крупных инвестиционных проектов на территории Алтайского края, в том числе в малых городах, что увеличит объем произведенной в регионе добавленной стоимости.


II. Приоритеты государственной и региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации


 2.1. Приоритеты государственной и региональной политики в сфере реализации государственной программы


Основные приоритеты государственной политики в сфере территориального развития установлены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Согласно Концепции основными задачами территориального развития являются:

формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

сокращение дифференциации уровня и качества жизни населения на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;

укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональной власти и органов местного самоуправления и их финансовых возможностей.

Государственная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня как межрегиональной, так и внутрирегиональной дифференциации социально-экономического состояния и качества жизни, создание условий, позволяющих каждому региону и муниципалитету иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики территории.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»