ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 года N 325-пп
О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 07 ноября 2013 г. N 1081-па
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Магаданской области
от 24 сентября 2021 года N 725-пп
____________________________________________________________________
Правительство Магаданской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации Магаданской области от 07 ноября 2013 г. N 1081-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы" следующие изменения:
1.1. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Магаданской области Исаеву Т.А.".
1.2. Государственную программу Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
В. Печеный
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства Магаданской области от "18" апреля
2014 г. N 325-пп
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы"
ПАСПОРТ государственной программы Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы"
Наименование государственной программы | государственная программа Магаданской области "Развитие социальной защиты населения Магаданской области" на 2014-2018 годы" (далее - государственная программа) |
Цели государственной программы | создание условий для повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите |
Задачи государственной программы | - формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышению степени их социальной защищенности; |
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство труда и социальной политики Магаданской области |
Соисполнители государственной программы | министерство труда и социальной политики Магаданской области |
Участники государственной программы | - министерство труда и социальной политики Магаданской области (далее - Минтруд МО); |
Подпрограммы государственной программы | подпрограмма "Старшее поколение Магаданской области" на 2014-2018 годы"; |
Программно-целевые инструменты государственной программы | программно-целевые инструменты отсутствуют |
Целевые показатели государственной программы | - обеспеченность граждан пожилого возраста социальными услугами в учреждениях социального обслуживания населения Магаданской области; |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014-2018 годы. |
Ресурсное обеспечение государственной программы | общий объем финансирования государственной программы за счет средств областного бюджета составляет - 5 337 758,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан, улучшение социального самочувствия в обществе; |
I. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы и прогноз развития на перспективу
Сложившуюся систему социальной защиты населения в Магаданской области определяют особенности демографического и социально-экономического развития региона.
На протяжении последних лет на территории Магаданской области продолжает сохраняться достаточно сложная демографическая ситуация. Сказывается влияние специфических северных факторов - экстремальные природно-климатические условия, низкий уровень плотности населения и транспортной доступности.
Главной тенденцией демографических процессов является сокращение численности населения. По данным Росстата, на 01 января 2013 года на территории Магаданской области проживает 152,3 тыс. человек. По сравнению с началом 2005 года численность населения сократилась на 19,5 тыс. человек, или на 11,2 %. Данное сокращение обусловлено миграционным оттоком населения (в основном в трудоспособном возрасте) в центральные районы страны.
Продолжительность жизни населения Магаданской области в 2012 году составила 66,0 года (в целом по Российской Федерации - 69,83 лет).
Современная демографическая ситуация в Магаданской области характеризуется повышением доли лиц в возрасте старше трудоспособного и снижением доли лиц моложе трудоспособного возраста. На 01 января 2013 года в Магаданской области 28,4 тыс. человек (18,5 %) принадлежат к категории граждан старшего поколения (женщины в возрасте 55 лет и старше и мужчины - 60 лет и старше). По состоянию на 01 января 2010 года она составляла 25,8 тыс. человек, рост за 3 года составил 11 %.
В настоящее время в пожилой возраст вступает совершенно иное поколение. Это люди, имеющие в большинстве своем, высшее или среднее профессиональное образование, иное социальное и материальное положение и, следовательно, более высокие притязания по их социальному обеспечению и социальному обслуживанию, что требует адекватной социальной политики в отношении старшего поколения.
Возрастающая доля граждан пожилого возраста в общей численности населения Магаданской области определяет их как приоритетную целевую группу. Для отдельных категорий пожилых людей законодательством Магаданской области установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат и компенсационных расходов. На протяжении ряда лет в Магаданской области разрабатываются и реализуются областные целевые программы "Старшее поколение Магаданской области", предусматривающие дополнительную материальную поддержку пожилых людей, меры по укреплению их здоровья, организации культурно-досуговой деятельности, совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала. Сложившаяся система мер социальной поддержки в определенной степени компенсирует риски потери их доходов, но сохраняет высокий спрос на качественные социальные услуги, в том числе по социальному обслуживанию, включая сегмент платных услуг.
В Магаданской области сформирована государственная система социальных служб, структура которой оптимизирована с учетом региональных особенностей.
В системе социальной защиты населения Магаданской области функционирует 23 учреждения, в том числе 10 учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей (далее - стационарные учреждения): 3 учреждения общего типа для престарелых и инвалидов (2 интерната и филиал, созданный в 2012 году) с плановой наполняемостью с 01 января 2013 года 303 койко-места, 2 психоневрологических интерната на 293 места, 1 детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей на 45 мест, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и его филиал на 60 мест, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства на 28 мест, оздоровительно-реабилитационный центр (создан на базе учреждения здравоохранения в 2012 году) на 65 мест, государственное юридическое бюро.
В целях повышения качества предоставления социальных услуг стационарного социального обслуживания, сокращения очередности и приведения площади спален домов-интернатов, приходящейся на одного клиента, к нормативной в 2013 году начато строительство дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов на 200 мест, ввод в действие которого позволит провести реорганизацию коечной сети, обеспечив тем самым выполнение требований санитарных норм и удовлетворение потребности в стационарных социальных услугах.
Качество предоставления социальных услуг зависит, в том числе и от состояния материально-технической базы учреждений. Поэтому данной проблеме уделяется большое внимание.
Планомерно в учреждениях проводятся ремонтные работы, в том числе по утеплению и облицовке пожаробезопасными материалами фасадов зданий учреждений, утеплению и замене кровли на металлочерепицу, ремонту жизнеобеспечивающих коммуникационных систем (тепло, водо, электроснабжения). На особом контроле находятся вопросы подготовки стационарных учреждений к работе в осенне-зимний период, создания доступной среды для инвалидов. Для повышения качества социального обслуживания приобретается необходимое оборудование, автотранспортные средства.
В целях повышения результативности расходов областного бюджета, направляемых на укрепление материально-технической базы подведомственных департаменту социальной поддержки населения администрации Магаданской области учреждений, в 2012 году разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области на 2013-2015 годы", в рамках которой осуществлялась работа по приобретению технологического, медицинского, реабилитационного оборудования, автотранспортных средств, проведению ремонтных работ.
Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти Магаданской области меры по развитию системы учреждений социальной обслуживания и совершенствованию социальной поддержки имеющиеся в обществе отдельные социальные тенденции определяют еще одну группу населения, нуждающуюся в социальной помощи. К такой группе следует отнести граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе в связи с болезнью, инвалидностью, безработицей, конфликтами в семье, лиц без определенного места жительства, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В отдельных случаях гражданам для решения их проблемы требуется разовая материальная поддержка, оказание которой осуществляется в рамках Закона Магаданской области от 12 марта 2003 г. N 320-ОЗ "О государственной социальной помощи в Магаданской области" и постановления администрации Магаданской области от 12 января 2006 г. N 1-па "О порядке оказания материальной помощи гражданам, обратившимся на личный прием в администрацию Магаданской области". В иных ситуациях требуется комплексный подход к решению проблем, в том числе на базе открытого в 2010 году государственного учреждения "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства", клиентами которого за 3 года стали 536 человек.
В течение 2010-2013 годов на территории области реализовалась областная целевая программа "Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы" на 2011-2013 годы", в рамках которой осуществлялись меры по профессиональной ориентации и содействию в трудоустройстве, мероприятия по оказанию социально-бытовой помощи, включая материальную поддержку, консультативную помощь, восстановление утраченных документов, правовые консультации. С учетом социальных аспектов мероприятия программы корректировались, что позволило повысить эффективность принимаемых мер. Ежегодно из исправительных учреждений Магаданской области освобождаются порядка 400 человек, большая часть из которых за период нахождения в местах лишения свободы утрачивает социальные связи. Поэтому данная целевая группа является нуждающейся в дополнительной государственной поддержке, решение их проблем возможно в рамках государственной программы.
Особенностью Магаданской области является удаленность значительной части территории, слабая развитость социальной инфраструктуры (в частности, здравоохранения), в том числе в связи с недостатком квалифицированных кадров. Это приводит к минимизации возможности населения для получения качественных медицинских и медико-социальных услуг. Сосредоточение основных социально-значимых объектов в областном центре - г. Магадане вызывает необходимость поддержки отдельных социально-уязвимых категорий граждан в оплате проезда к месту специализированого лечения и получения медико-социальной помощи.
Необходимость в развитии системы социальной защиты населения Магаданской области путем усиления адресности социальной поддержки, внедрения новых форм социального обслуживания и укрепления материально-технической базы учреждений, оказывающих социальные услуги, обусловлена необходимостью оптимизации бюджетных расходов на социальную политику и усилением влияния мер социальной поддержки и социального обслуживания на повышение качества жизни граждан.
Целесообразность решения проблем социальной защиты населения на основе программно-целевого подхода обусловлена высокой социальной значимостью решаемых проблем, необходимостью преобразований с целью повышения эффективности и результативности оказываемых мер социальной поддержки и предоставляемых социальных услуг, а также межведомственным характером решаемых проблем.
II. Приоритеты, цели, задачи и целевые показатели, ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации государственной программы
Основные приоритеты государственной программы определены с учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией социального и экономического развития Магаданской области до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-ОЗ.
В число приоритетов входят:
- обеспечение эффективного функционирования системы социальной защиты;
- повышение результативности мер социальной поддержки;
- модернизация и развитие сектора социальных услуг;
- эффективное использование бюджетных средств.
Целью государственной программы является создание условий для повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите.
В рамках государственной программы предусматривается решение следующих задач:
- формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышению степени их социальной защищенности;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения.
Оценка достижения целей государственной программы производится посредством целевых показателей. Состав и значения целевых показателей государственной программы приведены в приложении N 1 к настоящей государственной программе.
Реализация подпрограммы "Старшее поколение Магаданской области" на 2014-2018 годы" позволит усилить социальную защищенность пожилых людей, на межведомственной основе создать благоприятные условия для укрепления здоровья, совершенствования коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала, организации свободного времени, досуговой деятельности и участия в спортивных мероприятиях.
Реализация подпрограммы "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области" на 2014-2018 годы" позволит привести здания и сооружения учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения в соответствие с нормативными и эксплуатационными требованиями, обеспечить учреждения необходимым оборудованием, улучшение условий проживания клиентов в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, повысить качество предоставляемых социальных услуг.
Реализация подпрограммы "Содействие в социальной адаптации отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" на 2014-2018 годы" будет способствовать смягчению последствий негативных социальных тенденций, повышению социальной защищенности лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В целом реализация настоящей государственной программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
- повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан, улучшение социального самочувствия в обществе;
- повышение качества предоставления социальных услуг;
- повышение эффективности использования средств бюджетной системы Магаданской области.
Реализация настоящей государственной программы будет осуществляться в период с 2014 по 2018 годы.
III. Перечень подпрограмм и основных мероприятий государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы, характеристики и краткое описание
В состав настоящей государственной программы входят три подпрограммы и отдельные мероприятия.
1. Подпрограмма "Старшее поколение Магаданской области" на 2014-2018 годы".
Мероприятия подпрограммы направлены на развитие системы дополнительных мер социальной поддержки граждан старшего поколения, улучшение условий их жизнедеятельности, стимулирование и поддержку активной жизненной позиции пожилых людей.
Также в рамках подпрограммы планируется реализовать мероприятия по укреплению кадрового потенциала отрасли.
2. Подпрограмма "Укрепление материально-технической базы учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области" на 2014-2018 годы".
Мероприятия подпрограммы направлены на повышение качества и доступности услуг в государственной системе социальных служб Магаданской области.
3. Подпрограмма "Содействие в социальной адаптации отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" на 2014-2018 годы".