Недействующий

Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2020 годы"

     Таблица 6

     
+----------------------------------------------+--------------------------+
|           Наименование показателя            |Финансирование (тыс. руб.)|
+----------------------------------------------+--------------------------+
|                      1                       |            2             |
+----------------------------------------------+--------------------------+
|Льготное лекарственное обеспечение,           |          552030          |
|в том числе:                                  |                          |
|региональный бюджет                           |          350030          |
|федеральный бюджет                            |          135000          |
|программа 7 нозологий                         |          65000           |
+----------------------------------------------+--------------------------+
|Лекарственное обеспечение при оказании        |         1516107          |
|стационарной помощи (включая СМП, дневные     |                          |
|стационары)                                   |                          |
+----------------------------------------------+--------------------------+
|Окружные целевые программы                    |          795543          |
+----------------------------------------------+--------------------------+
|Итого                                         |         2863680          |
+----------------------------------------------+--------------------------+


В то же время, несмотря на значительные финансовые средства, по данным социологического опроса, проведенного по заказу департамента внутренней политики автономного округа в октябре 2011 года, удовлетворенность населения льготным лекарственным обеспечением составляет 38%.

Среди факторов, обусловливающих недостаточную удовлетворенность граждан лекарственным обеспечением в настоящее время, следует отметить:

- недостаточное развитие российской фармацевтической промышленности как источника доступных лекарственных препаратов;

- рост стоимости медикаментозной составляющей лечения, связанной с появлением дорогостоящих инновационных препаратов для диагностики, лечения и профилактики широко распространенных заболеваний;

- слабую систему профилактики (управления рисками) и ранней диагностики заболеваний, достаточной для предотвращения развития тяжелых осложнений или лечения заболеваний на ранней стадии, что ведет к постоянному удорожанию стоимости лечения;

- отсутствие системы прогнозирования развития заболеваний и их осложнений;

- неравномерность лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях различных категорий граждан, включая льготные, необходимыми для их лечения лекарственными препаратами.

Повышение доступности лекарственных препаратов для населения возможно за счет расширения объемов государственных гарантий и внедрения солидарных страховых механизмов лекарственного обеспечения. Однако данное требование должно быть сбалансировано с реальными возможностями бюджета автономного округа и учитывать риски, связанные с нестабильностью бюджетных доходов.

В частности, при оптимизации государственных гарантий в сфере лекарственного обеспечения необходимо принимать во внимание следующие факторы:

- неготовность граждан планировать свои бюджеты в части расходов на поддержание здоровья и лечение: в обществе господствует потребительское отношение к здравоохранению, согласно которому о здоровье граждан должно заботиться государство;

- недостаточное развитие программ здорового образа жизни и социальных практик, ограничивающих распространение заболеваний;

- сильную зависимость Российской системы здравоохранения от доступности передовых медицинских технологий в силу слабости отечественных секторов разработки и производства инновационной продукции;

- отсутствие технологий мониторинга эффективности применения тех или иных лекарственных препаратов.

Эти обстоятельства являются причиной недостаточной эффективности механизмов контроля над расходами и сложности планирования затрат на лекарственное обеспечение населения в соответствии с реальными потребностями здравоохранения страны.

Анализируя ситуацию, сложившуюся за последние годы в сфере обращения лекарственных препаратов в автономном округе, следует отметить положительные моменты:

- основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы лекарственного обращения, разработаны и утверждены;

- предусмотрено финансовое покрытие лекарственного обеспечения при стационарном и амбулаторном лечении всех категорий населения.

Слабые стороны:

- недостаточная доступность лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении для населения, не входящего в льготные категории;

- недостаточный уровень информирования медицинских работников и граждан;

- высокий уровень безответственного самолечения лекарственными препаратами при отсутствии медицинских показаний;

- низкий уровень вовлечения профессиональных ассоциаций в повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров.

Целью Подпрограммы 8 является формирование системы рационального назначения и использования лекарственных препаратов.

Для выполнения данного направления предусматривается:

- внедрение стандартов оказания медицинской помощи в соответствии со спецификой заболеваний населения автономного округа;

- ведение регистра (регистров) пациентов на региональном уровне, обеспечивающего принятие решений по лекарственному обеспечению с учетом персональных данных;

- разработка и внедрение рациональных принципов и критериев включения препаратов в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - перечень ЖНВЛП) на основе сравнительной оценки их социально-экономической эффективности;