+----------------------------------------------+--------------------------+
| Наименование показателя |Финансирование (тыс. руб.)|
+----------------------------------------------+--------------------------+
| 1 | 2 |
+----------------------------------------------+--------------------------+
|Льготное лекарственное обеспечение, | 552030 |
|в том числе: | |
|региональный бюджет | 350030 |
|федеральный бюджет | 135000 |
|программа 7 нозологий | 65000 |
+----------------------------------------------+--------------------------+
|Лекарственное обеспечение при оказании | 1516107 |
|стационарной помощи (включая СМП, дневные | |
|стационары) | |
+----------------------------------------------+--------------------------+
|Окружные целевые программы | 795543 |
+----------------------------------------------+--------------------------+
|Итого | 2863680 |
+----------------------------------------------+--------------------------+
В то же время, несмотря на значительные финансовые средства, по данным социологического опроса, проведенного по заказу департамента внутренней политики автономного округа в октябре 2011 года, удовлетворенность населения льготным лекарственным обеспечением составляет 38%.
Среди факторов, обусловливающих недостаточную удовлетворенность граждан лекарственным обеспечением в настоящее время, следует отметить:
- недостаточное развитие российской фармацевтической промышленности как источника доступных лекарственных препаратов;
- рост стоимости медикаментозной составляющей лечения, связанной с появлением дорогостоящих инновационных препаратов для диагностики, лечения и профилактики широко распространенных заболеваний;
- слабую систему профилактики (управления рисками) и ранней диагностики заболеваний, достаточной для предотвращения развития тяжелых осложнений или лечения заболеваний на ранней стадии, что ведет к постоянному удорожанию стоимости лечения;
- отсутствие системы прогнозирования развития заболеваний и их осложнений;
- неравномерность лекарственного обеспечения на федеральном и региональном уровнях различных категорий граждан, включая льготные, необходимыми для их лечения лекарственными препаратами.
Повышение доступности лекарственных препаратов для населения возможно за счет расширения объемов государственных гарантий и внедрения солидарных страховых механизмов лекарственного обеспечения. Однако данное требование должно быть сбалансировано с реальными возможностями бюджета автономного округа и учитывать риски, связанные с нестабильностью бюджетных доходов.
В частности, при оптимизации государственных гарантий в сфере лекарственного обеспечения необходимо принимать во внимание следующие факторы:
- неготовность граждан планировать свои бюджеты в части расходов на поддержание здоровья и лечение: в обществе господствует потребительское отношение к здравоохранению, согласно которому о здоровье граждан должно заботиться государство;
- недостаточное развитие программ здорового образа жизни и социальных практик, ограничивающих распространение заболеваний;
- сильную зависимость Российской системы здравоохранения от доступности передовых медицинских технологий в силу слабости отечественных секторов разработки и производства инновационной продукции;
- отсутствие технологий мониторинга эффективности применения тех или иных лекарственных препаратов.
Эти обстоятельства являются причиной недостаточной эффективности механизмов контроля над расходами и сложности планирования затрат на лекарственное обеспечение населения в соответствии с реальными потребностями здравоохранения страны.
Анализируя ситуацию, сложившуюся за последние годы в сфере обращения лекарственных препаратов в автономном округе, следует отметить положительные моменты:
- основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы лекарственного обращения, разработаны и утверждены;
- предусмотрено финансовое покрытие лекарственного обеспечения при стационарном и амбулаторном лечении всех категорий населения.
Слабые стороны:
- недостаточная доступность лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении для населения, не входящего в льготные категории;
- недостаточный уровень информирования медицинских работников и граждан;
- высокий уровень безответственного самолечения лекарственными препаратами при отсутствии медицинских показаний;
- низкий уровень вовлечения профессиональных ассоциаций в повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров.
Целью Подпрограммы 8 является формирование системы рационального назначения и использования лекарственных препаратов.
Для выполнения данного направления предусматривается:
- внедрение стандартов оказания медицинской помощи в соответствии со спецификой заболеваний населения автономного округа;
- ведение регистра (регистров) пациентов на региональном уровне, обеспечивающего принятие решений по лекарственному обеспечению с учетом персональных данных;
- разработка и внедрение рациональных принципов и критериев включения препаратов в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - перечень ЖНВЛП) на основе сравнительной оценки их социально-экономической эффективности;