Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года (с изменениями на 17 мая 2024 года)



Таблица 4



SWOT-анализ подсистемы развития человеческого капитала

Сильные стороны

Возможности

- наличие собственной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;

- наличие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров организаций образования и культуры (абсолютное большинство преподавателей обучились использованию информационных технологий);

- структурированная сеть организаций образования и культуры;

- наличие многолетнего опыта экспериментальной и инновационной деятельности в области образования и дополнительного образования детей;

- наличие системы работы с талантливыми детьми, системы специализированных образовательных организаций, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями;

- наличие системы мониторинга качества образовательных услуг (в дошкольных образовательных организациях, средних общеобразовательных школах и организациях среднего профессионального образования);

- богатый международный опыт реализации совместных проектов в области образования и культуры;

- уникальное наследие, сосредоточенное в библиотечно-информационных, музейных и творческих ресурсах организаций культуры региона, в памятниках культовой и гражданской архитектуры;

- развитая инфраструктура и система непрерывного художественного образования, концентрация базовых ресурсов в центральных (межпоселенческих) организациях культуры;

- устойчивый интерес к развитию и модернизации, внедрению новых технологий;

- наличие в регионе государственной поддержки социально значимых проектов в сфере культуры в виде грантов и премий;

- наличие в большинстве муниципальных образований области централизованных библиотечных систем, координирующих деятельность библиотек с использованием справочно-поисковых систем и баз данных;

- наличие в регионе базы и системы подготовки и переподготовки специалистов отрасли "Культура";

- выделение из областного бюджета муниципальным образованиям области дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на осуществление уставной деятельности организаций культуры;

- опыт реализации инвестиционных программных проектов в отрасли "Культура" в предыдущие периоды

- повышать уровень профессионализма кадров;

- повышать престиж высшего и среднего профессионального образования;

- формировать у родителей потребность развивать человеческий потенциал ребенка, используя многообразный спектр услуг;

- создать культурно-образовательную среду, дружественную современным потребностям семьи;

- уделять в региональных средствах массовой информации больше внимания темам образования и культуры как ценностям человеческой жизни

Слабые стороны

Угрозы

- отсутствие современных инструментов прогнозирования и расчетов развития подсистемы (в цивилизованных странах управленческие решения принимаются на основе математических расчетов программных продуктов);

- "старение" педагогических кадров, низкая мотивация (ее отсутствие) у молодых специалистов к работе в сфере образования и культуры из-за низкой заработной платы;

- необоснованные амбиции молодых кадров на фоне недостатка профессиональных компетенций;

- недостаточное количество высокопрофессиональных педагогических кадров, способных внедрять информационные развивающиеся технологии в методику преподавания;

- значительная дифференциация городских и сельских школ по инфраструктуре и уровню качества образования;

- дефицит мест в дошкольных образовательных организациях;

- неравномерность территориального распределения в регионе организаций высшего и среднего профессионального образования;

- отсутствие координации исследований в области фундаментальных наук; отрыв прикладных научных исследований в регионе от бизнеса и развития региона;

- низкая вовлеченность бизнеса в образовательный процесс;

- изменение функций организаций культуры: просветительские и развивающие функции сменяются развлекательными;

- недооценка властными структурами роли образования и культуры в развитии человеческого потенциала и региона в целом;

- непрофессиональный менеджмент организаций образования и культуры;

- низкое качество образовательных услуг, потеря доверия со стороны родителей к преподавательскому составу;

- несовершенство правовой, налоговой базы и недостаток финансовых ресурсов для инициатив граждан (общественных организаций) по участию в развитии человеческого потенциала в сферах образования и культуры (например, открытие частных детских садов);

- недофинансирование подсистемы образования и культуры

- отсутствие в регионе целенаправленной политики по сохранению историко-культурного наследия и развитию культуры;

- усиление позиций массовой культуры;

- упрощение художественного вкуса молодежи;

- несовершенство нормативно-правового регулирования сферы культуры;

- слабая материально-техническая база организаций, ее несоответствие современным стандартам;

- слабый учет традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов;

- несоответствие кадрового потенциала, в том числе менеджеров, современному уровню требований;

- слаборазвитая инновационная и экспериментальная деятельность;

- недостаточные темпы развития культурной инфраструктуры и коммуникационных каналов, обеспечивающих высокую информативность, общение, диалог, доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве;

- недостаточная развитость инфраструктуры культурного туризма;

- отсутствие отраслевого и межотраслевого взаимодействия всех субъектов культурных и образовательных процессов как фактора формирования социокультурной и образовательной целостности региона