SWOT-анализ подсистемы развития человеческого капитала
Сильные стороны | Возможности |
- наличие собственной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования; - наличие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров организаций образования и культуры (абсолютное большинство преподавателей обучились использованию информационных технологий); - структурированная сеть организаций образования и культуры; - наличие многолетнего опыта экспериментальной и инновационной деятельности в области образования и дополнительного образования детей; - наличие системы работы с талантливыми детьми, системы специализированных образовательных организаций, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями; - наличие системы мониторинга качества образовательных услуг (в дошкольных образовательных организациях, средних общеобразовательных школах и организациях среднего профессионального образования); - богатый международный опыт реализации совместных проектов в области образования и культуры; - уникальное наследие, сосредоточенное в библиотечно-информационных, музейных и творческих ресурсах организаций культуры региона, в памятниках культовой и гражданской архитектуры; - развитая инфраструктура и система непрерывного художественного образования, концентрация базовых ресурсов в центральных (межпоселенческих) организациях культуры; - устойчивый интерес к развитию и модернизации, внедрению новых технологий; - наличие в регионе государственной поддержки социально значимых проектов в сфере культуры в виде грантов и премий; - наличие в большинстве муниципальных образований области централизованных библиотечных систем, координирующих деятельность библиотек с использованием справочно-поисковых систем и баз данных; - наличие в регионе базы и системы подготовки и переподготовки специалистов отрасли "Культура"; - выделение из областного бюджета муниципальным образованиям области дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на осуществление уставной деятельности организаций культуры; - опыт реализации инвестиционных программных проектов в отрасли "Культура" в предыдущие периоды | - повышать уровень профессионализма кадров; - повышать престиж высшего и среднего профессионального образования; - формировать у родителей потребность развивать человеческий потенциал ребенка, используя многообразный спектр услуг; - создать культурно-образовательную среду, дружественную современным потребностям семьи; - уделять в региональных средствах массовой информации больше внимания темам образования и культуры как ценностям человеческой жизни |
Слабые стороны | Угрозы |
- отсутствие современных инструментов прогнозирования и расчетов развития подсистемы (в цивилизованных странах управленческие решения принимаются на основе математических расчетов программных продуктов); - "старение" педагогических кадров, низкая мотивация (ее отсутствие) у молодых специалистов к работе в сфере образования и культуры из-за низкой заработной платы; - необоснованные амбиции молодых кадров на фоне недостатка профессиональных компетенций; - недостаточное количество высокопрофессиональных педагогических кадров, способных внедрять информационные развивающиеся технологии в методику преподавания; - значительная дифференциация городских и сельских школ по инфраструктуре и уровню качества образования; - дефицит мест в дошкольных образовательных организациях; - неравномерность территориального распределения в регионе организаций высшего и среднего профессионального образования; - отсутствие координации исследований в области фундаментальных наук; отрыв прикладных научных исследований в регионе от бизнеса и развития региона; - низкая вовлеченность бизнеса в образовательный процесс; - изменение функций организаций культуры: просветительские и развивающие функции сменяются развлекательными; | - недооценка властными структурами роли образования и культуры в развитии человеческого потенциала и региона в целом; - непрофессиональный менеджмент организаций образования и культуры; - низкое качество образовательных услуг, потеря доверия со стороны родителей к преподавательскому составу; - несовершенство правовой, налоговой базы и недостаток финансовых ресурсов для инициатив граждан (общественных организаций) по участию в развитии человеческого потенциала в сферах образования и культуры (например, открытие частных детских садов); - недофинансирование подсистемы образования и культуры |
- отсутствие в регионе целенаправленной политики по сохранению историко-культурного наследия и развитию культуры; - усиление позиций массовой культуры; - упрощение художественного вкуса молодежи; - несовершенство нормативно-правового регулирования сферы культуры; - слабая материально-техническая база организаций, ее несоответствие современным стандартам; - слабый учет традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов; - несоответствие кадрового потенциала, в том числе менеджеров, современному уровню требований; - слаборазвитая инновационная и экспериментальная деятельность; - недостаточные темпы развития культурной инфраструктуры и коммуникационных каналов, обеспечивающих высокую информативность, общение, диалог, доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве; - недостаточная развитость инфраструктуры культурного туризма; - отсутствие отраслевого и межотраслевого взаимодействия всех субъектов культурных и образовательных процессов как фактора формирования социокультурной и образовательной целостности региона |