ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 марта 2014 года N 39
ОБ ИНСТИТУТЕ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Администрации Губернатора Белгородской области от 14.11.2023 N 147.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в целях поддержания трудовых традиций и формирования преемственности в коллективе, использования практического опыта работы лиц, длительное время осуществлявших трудовую деятельность в органах государственной власти, государственных органах области и имеющих соответствующие профессиональные компетенции (умения, знания и навыки) в определенной сфере государственного управления, оказания практической помощи в профессиональном становлении, ускорения процесса развития профессиональных компетенций государственных гражданских служащих:
1. Ввести институт наставничества в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области.
2. Утвердить Положение о наставничестве в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (прилагается).
3. Рекомендовать руководителям органов государственной власти, государственных органов Белгородской области обеспечить внедрение наставничества в соответствующих органах государственной власти, государственных органах области.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов ввести аналогичные институты наставничества при администрациях соответствующих муниципальных районов и городских округов.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя начальника департамента - начальника управления государственной службы и кадров департамента внутренней и кадровой политики области Ю.Е. Щедрину.
Первый заместитель
Губернатора области -
начальник департаменту
внутренней и кадровой
политики области
В.Сергачёв
Положение о наставничестве в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в органах государственной власти, государственных органах Белгородской области (далее - органы власти).
1.2. Наставничество на государственной гражданской службе Белгородской области (далее - гражданская служба) представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих Белгородской области (далее - гражданские служащие).
1.3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
1.4. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность наиболее опытных работников органов власти, длительное время осуществляющих (осуществлявших) трудовую деятельность в органах власти и имеющих соответствующие профессиональные компетенции (умения, знания и навыки) в определенной сфере государственного управления, хорошо знакомых с типовыми процедурами в органах власти, по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, адаптации к исполнению должностных обязанностей, самостоятельному выполнению служебных обязанностей, повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
1.5. Правовой основой организации наставничества в органах власти являются:
- настоящее Положение.
1.6. Участниками наставничества являются:
1.6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество:
- гражданский служащий, впервые поступивший на государственную гражданскую службу Белгородской области (в том числе с испытательным сроком);
- гражданский служащий, назначенный на иную должность государственной гражданской службы Белгородской области;
- гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует новых профессиональных знаний и практических навыков;
- гражданский служащий, изъявивший желание в назначении наставника (по согласованию с руководителем органа власти);
1.6.2. Наставник:
- профессионально компетентный гражданский служащий органа власти, показавший высокие результаты служебной деятельности, проявивший способность к воспитательной работе, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающий должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавший в замещаемой должности не менее одного года;
- высококвалифицированный работник органа власти, уволившийся по достижении предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающий должность референта руководителя органа власти;
1.6.3. Руководитель органа власти;
1.6.4. Руководитель структурного подразделения органа власти;
1.6.5. Сотрудник кадровой службы органа власти, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
2.1. Целями наставничества являются подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода их адаптации к замещаемой должности, помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на них обязанности в соответствии с замещаемей должностью;
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе.
2.3. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.
3.1. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев.
Срок наставничества устанавливается руководителем структурного подразделения органа власти в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения и наставником может быть завершено досрочно.
3.2. Назначение наставников осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником.
3.3. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется правовым актом руководителя органа власти не позднее двух недель со дня назначения на должность гражданской службы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, или со дня начала выполнения им новых должностных обязанностей или со дня подачи заявления о назначении наставника.
3.4. За выполнение функций наставника устанавливаются и выплачиваются премия за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде.
3.5. В случаях увольнения наставника, перевода на другую работу наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, продолжительной болезни или длительной командировки наставника, замена наставника оформляется соответствующим правовым актом органа власти. При этом период осуществления наставничества не изменяется.
3.6. Замена наставника осуществляется правовым актом руководителя органа власти по письменному заявлению наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
- при прекращении наставником трудовых отношений с органом власти;
- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение органа власти или на иную должность;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
4.1. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель органа власти, который:
- обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
- определяет меры поощрения наставников.
4.2. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении органа власти несет руководитель данного структурного подразделения, который:
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
- определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, над которым предлагается установить наставничество;
- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
4.3. Кадровая служба органа власти осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- информационном обеспечении подбора наставников;
- анализе, обобщении опыта работы наставников;
- поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничества, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
- подготовке проектов правовых актов, сопровождающих процесс наставничества;
- оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
- осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.