Для решения поставленной задачи наращивания темпов ввода жилья, по оценкам экспертов, отрасли необходимо на 30% нарастить мощности строительного комплекса, активней внедрять и применять передовые ресурсоэффективные технологии.
Направленные на решение данных задач мероприятия, включая содействие во внедрении и продвижении ресурсоэффективной продукции организаций Воронежской области на воронежский и Центрально-Черноземный рынки; стимулирование применения на территории области новых материалов и технологий, поддержка создания новых производств; содействие по включению инвестиционных проектов в федеральные конкурсы и программы с целью получения мер государственной поддержки, будут выполняться с начала реализации подпрограммы (основные мероприятия 4.2 - 4.4).
Для долгосрочного устойчивого развития стройиндустрии Воронежской области и концентрации мер стимулирования и государственной поддержки на наиболее перспективных точках роста необходимо составление реальных балансов потребностей и производства строительных материалов в Воронежской области и разработка долгосрочного обоснованного плана (концепции развития). Указанная концепция должна учитывать планы ввода жилья, определенные Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 600, текущее состояние промышленности стройматериалов и имеющуюся в области ресурсную и материально-сырьевую базу.
Необходимость формирования баланса производства и потребности в строительных материалах и разработки Концепции развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Воронежской области на период до 2020 года обусловлена утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.05.2011 N 262 Стратегией развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года.
На текущий момент в Воронежской области отсутствуют какие-либо документы долгосрочного, стратегического планирования в стройиндустрии. Статистическое наблюдение фактически ведется только по основным видам строительных материалов и только по крупным предприятиям. Вместе с тем существенная часть производства приходится на долю не наблюдаемых малых предприятий, в которых к тому же сконцентрирован больший объем новых, эффективных технологий и скрыт существенный потенциал инновационного развития отрасли.
Таким образом, в первый год реализации подпрограммы необходимо проведение комплексной оценки существующего состояния стройиндустрии и промышленности строительных материалов в Воронежской области. Фактически требуется проведение полной инвентаризации промышленности строительных материалов на территории области. По результатам данной комплексной оценки станет возможным составление реальных балансов потребностей и производства строительных материалов в Воронежской области и разработка обоснованного плана развития строительной отрасли. Также результаты комплексного маркетингового исследования спроса и предложения продукции строительной отрасли позволят определить эффективные меры регулирования, способные в кратчайшие сроки обеспечить создание упорядоченного рынка строительных материалов на территории Воронежской области.
Формирование сводного баланса производства и потребности и разработка Концепции развития промышленности строительных материалов является ключевым этапом реализации подпрограммы и позволит сконцентрировать ресурсы и меры государственной поддержки на наиболее проблемных направлениях.
Задача основного мероприятия: комплексная оценка состояния стройиндустрии и разработка Концепции развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Воронежской области на период до 2020 года.
Основание выделения основного мероприятия:
Основное мероприятие 4.1 "Комплексная оценка состояния стройиндустрии и промышленности строительных материалов в Воронежской области" является основополагающим для успешной реализации подпрограммы 4 "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Воронежской области", оказывает влияние на все целевые показатели и обеспечивает достижение ожидаемых результатов подпрограммы в целом.
Основное мероприятие включает привлечение на конкурсной основе экспертов отрасли, проведение научно-исследовательских работ, получение квалифицированных услуг информационно-аналитического характера, также работы по ежегодной актуализации результатов проведенных научно-исследовательских работ.
Основные результаты реализации основного мероприятия:
Концепция развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Воронежской области на период до 2020 года, включающая прогноз долгосрочного развития отрасли и определение эффективного комплекса мер, направленных на:
- увеличение объемов выпуска строительных материалов;
- расширение номенклатуры строительных материалов, выпускаемых на территории области;
- повышение качества выпускаемой строительной продукции;
- активизацию инвестиционной и инновационной деятельности предприятий региона;
- увеличение количества рабочих мест на предприятиях стройиндустрии;
- создание необходимой нормативной базы;
улучшение информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти области и повышение качества принимаемых управленческих решений;
повышение эффективности расходования бюджетных средств за счет концентрации мер поддержки на ключевых направлениях и точках роста;
повышение согласованности межведомственного взаимодействия в сфере поддержки и регулирования промышленности стройматериалов;
обеспечение экономико-производственной независимости региона, устранение дефицита и дисбаланса в производстве строительных материалов, создание и укрепление потенциала по "экспорту" строительных материалов, изделий и конструкций.
Последствия нереализации основного мероприятия:
- отсутствие плана развития отрасли. Неисполнение поставленных задач наращивания темпов строительства;
- дефицит эффективных строительных материалов на региональном рынке и, как следствие, завышенная стоимость строительства;
- повышенный риск управленческих ошибок и неэффективного расходования бюджетных средств;
- негативная оценка эффективности деятельности органов власти населением и бизнес-сообществом.