Сферой реализации государственной программы являются строительный и жилищно-коммунальный комплексы Воронежской области.
Жилищная проблема в Российской Федерации, и в частности в Воронежской области, определяет необходимость дальнейшего внедрения системы адресной поддержки льготных категорий граждан как неотъемлемой части стабилизации и осуществления структурных изменений в экономике.
Каждая четвертая семья в Воронежской области проживает либо в общежитиях, либо в арендованных квартирах. 10% населения области проживают в ветхом или аварийном жилом фонде. Жилье половины населения региона не отвечает современным требованиям благоустройства. По экспертным оценкам, для удовлетворения спроса на жилье со стороны граждан, желающих самостоятельно улучшить жилищные условия, и граждан, нуждающихся в государственной поддержке, в области до 2016 года требуется построить 4,5 млн. кв. метров жилья.
В 2012 году на территории области за счет всех источников финансирования построена 15581 новая благоустроенная квартира общей площадью 1110,4 тыс. кв. метров. В общем вводе жилья в 2012 году - 36,6 процента приходилось на индивидуальное жилищное строительство. За год было введено 406 тыс. кв. метров общей площади индивидуальных жилых домов.
Рынок жилья Воронежской области представлен квартирами в новостройках (первичный рынок жилья) и жильем, бывшим в эксплуатации (вторичный рынок жилья). В четвертом квартале 2012 года цена одного квадратного метра общей площади квартир достигла на первичном рынке жилья по Воронежской области 40241 рубль, на вторичном - 44849 рублей.
В Воронежской области в настоящее время в различной степени готовности находится строительство 2 млн. 244 тыс. кв. метров многоквартирных жилых домов (42460 квартир).
По состоянию на 2 квартал 2013 года стоимость 1 кв. метра общей площади квартир составила:
- на первичном рынке - 39591 рубль;
- на вторичном рынке - 47134 рубля.
Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений по Воронежской области на 2 квартал 2013 года составила 29626,7 рубля.
По итогам 2012 года жилищный фонд в Воронежской области составил 62,1 млн. кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях - 39 млн. кв. метров (62,8% общей площади), в сельской местности - 23,1 млн. кв. метров (37,2% общей площади).
В частной собственности находится около 92 процентов жилищного фонда, причем 88 процентов являются собственностью граждан.
Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 N 1140, по состоянию на 01 сентября 2013 года составляет 8 445.
Мероприятия по развитию социальной ипотеки с 2005 года в области имеют программно-целевой статус. Для работы социальной ипотеки создана необходимая правовая база, регламентирован порядок оказания поддержки гражданам в приобретении жилых помещений с помощью ипотечных кредитов и займов.
На оказание финансовой помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков в 2005 - 2012 годах и первом полугодии 2013 года из областного бюджета было выделено 310 млн. рублей. С поддержкой государства нуждающимися в жилых помещениях льготными категориями населения приобретено порядка 80 тыс. кв. метров общей площади жилья. Поддержку в приобретении жилья получили 1,3 тыс. семей.
По последним статистическим данным, в области состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 8,2 тысячи молодых семей, в их числе и семьи молодых учителей общеобразовательных учреждений.
Невысокий уровень заработной платы, высокие банковские ставки по ипотечным кредитам не позволяют учителям самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в области на сегодня на 15 - 20% меньше, чем требуется для оформления ипотечного кредита по средним условиям кредитования (процентная ставка - 12,4%, срок кредитования - 15 лет, первоначальный взнос - 25%).
Таким образом, проблема обеспечения доступности жилищных ипотечных кредитов для учителей общеобразовательных учреждений существует, и эту проблему необходимо решать.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Принятие Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволило обеспечить масштабное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:
- преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;
- практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;
- рынок жилищного строительства отличается низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;
- государство, как основной заказчик на рынке жилищного строительства, не использует возможность влияния на данный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики приобретения или строительства жилья для удовлетворения государственного спроса, координации такого спроса в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;
- коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;
- жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.
Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономического класса, коммерческого жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Окончание срока бесплатной приватизации жилья 01.03.2015 приведет к активизации строительства жилищного фонда социального использования. Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Данные факторы определяют существенные риски реализации государственной программы.