Промышленность строительных материалов относится к одной из наиболее капиталоемких отраслей промышленности с достаточно продолжительными сроками освоения и окупаемости капитальных вложений. На современном этапе необходимое для достижения целей и задач подпрограммы целенаправленное развитие отрасли невозможно без прямой и косвенной государственной поддержки. Наряду с организационными и управленческими мерами стимулирования и регулирования требуется оказание прямой финансовой помощи предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение, модернизацию действующих производств или создание новых энергоэффективных производств строительных материалов.
Анализ состояния промышленности строительных материалов Воронежской области показывает, что большое количество предприятий отрасли характеризуется технологическим отставанием от аналогичных "зарубежных" производств, высокой физической изношенностью оборудования, низкой конкурентоспособностью продукции. Требуются замена существующих энергоемких технологий и повышение уровня технической оснащенности предприятий, переориентация действующих производств на выпуск конкурентоспособной продукции, ориентированной на открытые архитектурно-строительные системы зданий, расширение объема производства.
Также, по оценкам экспертов, на текущий момент, несмотря на наличие в регионе существенной материально-сырьевой базы (например, стекольные пески), в области наблюдается значительный дефицит по целому ряду ключевых строительных материалов. Для покрытия потребности строительного комплекса области требуется стимулирование и поддержка формирования значительного количества инвестиционных проектов по созданию новых производственных комплексов промышленности строительных материалов и индустриального домостроения.
Основные направления поддержки развития промышленности строительных материалов определены в утвержденной Приказом Минрегиона России от 30.05.2011 N 262 Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, закреплены поручениями протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 25.04.2011 N ВП-П9-23пр, а именно:
- содействие техническому перевооружению и модернизации действующих производств строительных материалов;
- стимулирование создания новых ресурсо- и энергоэффективных производств строительных материалов, изделий и конструкций, включая производство композитных материалов.
Задачей основного мероприятия является стимулирование технического перевооружения, модернизации действующих предприятий промышленности строительных материалов области и создания новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств строительных материалов, изделий и конструкций с учетом сырьевого потенциала и потребностей Воронежской области.
Основание выделения основного мероприятия обусловлено следующим.
Основное мероприятие 4.2 направлено на создание условий и стимулирование развития материально-технической, производственной базы промышленности строительных материалов области, оказывает непосредственное влияние на целевые показатели подпрограммы 4 и является необходимым для реализации и достижения основных целевых показателей Государственной программы. Основанием выделения основного мероприятия является целевая группа предприятий - получателей мер государственной поддержки, и соответствие Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.05.2011 N 262.
Основные результаты реализации основного мероприятия:
- увеличение объемов выпуска строительных материалов и сокращение дефицита строительных материалов на региональном рынке;
- расширение номенклатуры и повышение качества строительных материалов, выпускаемых на территории области;
- активизация инвестиционной деятельности предприятий строительной индустрии;
- снижение степени износа основных фондов по крупным и средним организациям до 25%;
- рост индекса промышленного производства по виду деятельности "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов".
Последствия не реализации основного мероприятия:
- рост износа основных фондов промышленности строительных материалов;
- дефицит эффективных строительных материалов на региональном рынке и, как следствие, завышенная стоимость строительства;
- недостижение плановых значений темпов роста жилищного строительства;
- неисполнение поручений Президента Российской Федерации.
Показатели (индикаторы) результативности реализации основного мероприятия:
1. Количество реализуемых на территории области инвестиционных проектов по модернизации действующих и созданию новых производств строительных материалов, получивших государственную поддержку.
2. Прирост объемов производства продукции по кругу наблюдаемых крупных и средних предприятий.
Сроки и этапы реализации основного мероприятия: реализация основного мероприятия планируется в 1 этап в 2014 - 2020 годах.
Ответственный исполнитель основного мероприятия: департамент.
Основными источниками финансирования модернизации и технического перевооружения предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения являются собственные и привлеченные средства предприятий. По оценкам экспертов, инвестирование собственных средств предприятий осуществляется как за счет прибыли, так и за счет амортизационных отчислений, примерно в равных долях. Значительная часть инвестиций (~40%) осуществляется за счет привлеченных средств, основу которых составят кредиты российских банков. В связи с этим, основным механизмом финансового стимулирования проектов модернизации и развития является механизм субсидирования процентных ставок. Однако для повышения эффективности бюджетных ассигнований указанные меры государственной поддержки должны быть дополнены комплексом мероприятий нормативного и организационного регулирования и содействия.
Основное мероприятие 4.2 включает мероприятие 1 Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов по модернизации существующих и создание новых производственных мощностей стройиндустрии.
Мероприятием предусмотрено оказание государственной поддержки юридическим лицам в виде предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов промышленности строительных материалов, по следующим направлениям: