Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2013 года N 1162

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании постановления правительства Воронежской области от 29.10.2015 N 834.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений правительства Воронежской области от 28.03.2014 N 263, от 18.04.2014 N 345, от 05.06.2014 N 494, от 21.07.2014 N 676, от 27.10.2014 N 958, от 03.04.2015 N 229, от 19.10.2015 N 810, от 30.11.2015 N 915)


В целях повышения эффективности бюджетных расходов, перехода к программной структуре расходов бюджета и программно-целевому управлению, в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Воронежской области, их формирования и реализации, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 N 786, правительство Воронежской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области Куприна С.Н.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ






Утверждена
постановлением правительства
Воронежской области
от 25.12.2013 N 1162


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в редакции постановлений правительства Воронежской области от 28.03.2014 N 263, от 18.04.2014 N 345, от 05.06.2014 N 494, от 21.07.2014 N 676, от 27.10.2014 N 958, от 03.04.2015 N 229, от 19.10.2015 N 810, от 30.11.2015 N 915)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент строительной политики Воронежской области

(в ред. постановления правительства Воронежской области от 19.10.2015 N 810)

Исполнители государственной программы

Департамент строительной политики Воронежской области.

Департамент экономического развития Воронежской области.

Департамент социальной защиты Воронежской области.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

Управление архитектуры и градостроительства Воронежской области.

Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области

(в ред. постановления правительства Воронежской области от 19.10.2015 N 810)

Основные разработчики государственной программы

Департамент строительной политики Воронежской области.

Департамент экономического развития Воронежской области.

Департамент социальной защиты Воронежской области.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

Управление архитектуры и градостроительства Воронежской области.

Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области

(в ред. постановления правительства Воронежской области от 19.10.2015 N 810)

Подпрограммы государственной программы и основные мероприятия

Подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области".

Подпрограмма 2 "Развитие градостроительной деятельности".

Подпрограмма 3 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Воронежской области".

Подпрограмма 4 "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Воронежской области".

Подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы"

Подпрограмма 6 "Формирование жилищного фонда Воронежской области"

(введено постановлением правительства Воронежской области от 03.04.2015 N 229)

Цель государственной программы

Повышение качества жилищного обеспечения населения Воронежской области путем повышения доступности жилья, роста качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг

Задачи государственной программы

1. Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Воронежской области, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в обеспечении жильем.

2. Реализация основных направлений государственной политики Воронежской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности; формирование эффективной системы пространственного развития и административно-территориального устройства в Воронежской области, направленной на обеспечение реализации конституционных прав граждан на экологически безопасную среду жизнедеятельности, права на жилище, труд и другие социальные гарантии, а также создание комфортных условий проживания населения и устойчивого развития территорий области посредством определения границ населенных пунктов.

3. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Воронежской области.

4. Создание в Воронежской области производства номенклатуры современных высококачественных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда в 2014 - 2020 годы

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

1. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда, %.

2. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя области, кв. м/чел.

3. Средняя продолжительность периода с даты выдачи разрешения на строительство жилого здания до даты получения разрешения на ввод жилого здания в эксплуатацию, месяцев.

4. Доля выполненных на 100% основных мероприятий подпрограммы 3, %

Этапы и сроки реализации государственной программы

Реализация программы: 2014 - 2020 годы.
Этап 1: 2014 - 2015 годы.
Этап 2: 2016 - 2017 годы.
Этап 3: 2018 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы (в действующих ценах каждого года реализации подпрограммы государственной программы)

Объем финансирования государственной программы составляет 56571405,36 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 2759321,92 тыс. рублей;

- областной бюджет - 9424230,00 тыс. рублей;

- местные бюджеты - 1414447,06 тыс. рублей;

- средства юридических лиц - 37523474,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц - 5449932,38 тыс. рублей,

в том числе по годам реализации государственной программы:

2014 год:

всего - 6666666,77 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 1199573,65 тыс. рублей;

- областной бюджет - 1769918,00 тыс. рублей;

- местные бюджеты - 527970,56 тыс. рублей;

- средства юридических лиц - 2775970,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц - 393234,56 тыс. рублей;

2015 год:

всего - 8891984,29 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 357360,90 тыс. рублей;

- областной бюджет - 1461001,80 тыс. рублей;

- местные бюджеты - 263400,19 тыс. рублей;

- средства юридических лиц - 6502080,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц - 308141,4 тыс. рублей;

2016 год:

всего - 9589850,40 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 435855,80 тыс. рублей;

- областной бюджет - 239554,60 тыс. рублей;

- местные бюджеты - 0,00 тыс. рублей;

- средства юридических лиц - 8839440,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц - 75000,00 тыс. рублей;

2017 год:

всего - 8417710,60 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 179790,40 тыс. рублей;

- областной бюджет - 236390,20 тыс. рублей;

- местные бюджеты - 0,00 тыс. рублей;

- средства юридических лиц - 8001530,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц - 0,00 тыс. рублей;

2018 год:

всего - 11148451,55 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 195580,39 тыс. рублей;

- областной бюджет - 2024201,80 тыс. рублей;

- местные бюджеты - 211257,22 тыс. рублей;

- средства юридических лиц - 7159,560,0 тыс. рублей;

- средства физических лиц - 1557852,14 тыс. рублей;

2019 год:

всего - 7559304,03 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 195580,39 тыс. рублей;

- областной бюджет - 1845397,80 тыс. рублей;

- местные бюджеты - 205733,70 тыс. рублей;

- средства юридических лиц - 3754740,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц - 1557852,14 тыс. рублей;

2020 год:

всего - 4297437,73 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет - 195580,39 тыс. рублей;

- областной бюджет - 1847765,8 тыс. рублей;

- местные бюджеты - 206085,4 тыс. рублей;

- средства юридических лиц - 490154,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц - 1557852,14 тыс. рублей

(в ред. постановления правительства Воронежской области от 19.10.2015 N 810)

Ожидаемые и конечные результаты реализации государственной программы

Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда - в 2020 году 3,06%.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя области, 2020 год - 32,4 кв. м/чел.

Доля площади территорий, на которые разработаны проекты планировок, от общей площади территорий к 2020 году должна составить 100%.

Уровень износа коммунальной инфраструктуры к 2020 году должен составить 57,5%.

Увеличение объема производства основных видов строительных материалов на одного жителя Воронежской области (в натуральном выражении) к 2020 году на 30%

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Сферой реализации государственной программы являются строительный и жилищно-коммунальный комплексы Воронежской области.

Жилищная проблема в Российской Федерации, и в частности в Воронежской области, определяет необходимость дальнейшего внедрения системы адресной поддержки льготных категорий граждан как неотъемлемой части стабилизации и осуществления структурных изменений в экономике.

Каждая четвертая семья в Воронежской области проживает либо в общежитиях, либо в арендованных квартирах. 10% населения области проживают в ветхом или аварийном жилом фонде. Жилье половины населения региона не отвечает современным требованиям благоустройства. По экспертным оценкам, для удовлетворения спроса на жилье со стороны граждан, желающих самостоятельно улучшить жилищные условия, и граждан, нуждающихся в государственной поддержке, в области до 2016 года требуется построить 4,5 млн. кв. метров жилья.

В 2012 году на территории области за счет всех источников финансирования построена 15581 новая благоустроенная квартира общей площадью 1110,4 тыс. кв. метров. В общем вводе жилья в 2012 году - 36,6 процента приходилось на индивидуальное жилищное строительство. За год было введено 406 тыс. кв. метров общей площади индивидуальных жилых домов.

Рынок жилья Воронежской области представлен квартирами в новостройках (первичный рынок жилья) и жильем, бывшим в эксплуатации (вторичный рынок жилья). В четвертом квартале 2012 года цена одного квадратного метра общей площади квартир достигла на первичном рынке жилья по Воронежской области 40241 рубль, на вторичном - 44849 рублей.

В Воронежской области в настоящее время в различной степени готовности находится строительство 2 млн. 244 тыс. кв. метров многоквартирных жилых домов (42460 квартир).

По состоянию на 2 квартал 2013 года стоимость 1 кв. метра общей площади квартир составила:

- на первичном рынке - 39591 рубль;

- на вторичном рынке - 47134 рубля.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений по Воронежской области на 2 квартал 2013 года составила 29626,7 рубля.

По итогам 2012 года жилищный фонд в Воронежской области составил 62,1 млн. кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях - 39 млн. кв. метров (62,8% общей площади), в сельской местности - 23,1 млн. кв. метров (37,2% общей площади).

В частной собственности находится около 92 процентов жилищного фонда, причем 88 процентов являются собственностью граждан.

Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 N 1140, по состоянию на 01 сентября 2013 года составляет 8 445.

Мероприятия по развитию социальной ипотеки с 2005 года в области имеют программно-целевой статус. Для работы социальной ипотеки создана необходимая правовая база, регламентирован порядок оказания поддержки гражданам в приобретении жилых помещений с помощью ипотечных кредитов и займов.

На оказание финансовой помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков в 2005 - 2012 годах и первом полугодии 2013 года из областного бюджета было выделено 310 млн. рублей. С поддержкой государства нуждающимися в жилых помещениях льготными категориями населения приобретено порядка 80 тыс. кв. метров общей площади жилья. Поддержку в приобретении жилья получили 1,3 тыс. семей.

По последним статистическим данным, в области состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 8,2 тысячи молодых семей, в их числе и семьи молодых учителей общеобразовательных учреждений.

Невысокий уровень заработной платы, высокие банковские ставки по ипотечным кредитам не позволяют учителям самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в области на сегодня на 15 - 20% меньше, чем требуется для оформления ипотечного кредита по средним условиям кредитования (процентная ставка - 12,4%, срок кредитования - 15 лет, первоначальный взнос - 25%).

Таким образом, проблема обеспечения доступности жилищных ипотечных кредитов для учителей общеобразовательных учреждений существует, и эту проблему необходимо решать.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Принятие Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволило обеспечить масштабное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:

- преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;

- практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;

- рынок жилищного строительства отличается низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;

- государство, как основной заказчик на рынке жилищного строительства, не использует возможность влияния на данный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики приобретения или строительства жилья для удовлетворения государственного спроса, координации такого спроса в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;

- коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;

- жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.

Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономического класса, коммерческого жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Окончание срока бесплатной приватизации жилья 01.03.2015 приведет к активизации строительства жилищного фонда социального использования. Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья. Основным фактором, который будет сдерживать дальнейшие темпы роста ипотечного рынка, является дорожающее фондирование банковского сектора, что объясняется новым витком нестабильности на мировых финансовых рынках. Данные факторы определяют существенные риски реализации государственной программы.

Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, ростом аварийности, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем Воронежской области. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги представляется невозможным.

В связи с этим органы государственной власти и местного самоуправления должны сосредоточить усилия на решении двух основных задач.

Первая задача заключается в проведении в значительных объемах капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки собственников жилья, в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий.

Вторая задача связана с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности, потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание будет уделено формированию долгосрочной тарифной политики.

В градостроительной сфере Воронежской области ведется планомерная работа по реализации государственной политики. К настоящему времени все муниципальные образования Воронежской области (31 муниципальный район, 3 городских округа и 437 поселений) имеют утвержденные документы территориального планирования и градостроительного зонирования. В связи с крайней недостаточностью средств в местных бюджетах муниципальных образований Воронежской области разработка указанных документов в 2009 - 2011 годах осуществлялась с привлечением средств областного бюджета. При подготовке документов территориального планирования софинансирование работ из средств областного бюджета составило 50% от стоимости муниципальных контрактов, а при подготовке правил землепользования и застройки - 95%.

(в ред. постановления правительства Воронежской области от 19.10.2015 N 810)

В 2012 - 2013 годах была продолжена работа по обеспечению органов местного самоуправления градостроительной документацией - обеспечено предоставление субсидий заинтересованным органам местного самоуправления из средств областного бюджета на подготовку проектов планировки в размере 95% от стоимости муниципальных контрактов и подготовку материалов для установления границ населенных пунктов в размере 85% от стоимости муниципальных контрактов.

Рассматривая строительную индустрию Воронежской области, необходимо отметить следующее.

Сегодня на территории Воронежской области сформирован достаточно мощный потенциал по производству строительных материалов, изделий и конструкций. В регионе функционируют предприятия, выпускающие широкую номенклатуру продукции: сборные железобетонные конструкции, товарные бетоны и растворы, стеновые мелкоштучные материалы, цемент, известь, мел, сухие строительные смеси, нерудные строительные материалы, теплоизоляционные материалы, керамические изделия и лакокрасочные материалы.

Общее число крупных и средних предприятий промышленности строительных материалов в Воронежской области превышает 200 единиц. Среднегодовая численность всех работающих в отрасли колеблется в пределах 9,0 - 12,0 тыс. человек, что соответствует 0,6 - 0,8% активного населения, проживающего на территории области. Уровень рентабельности выпускаемой продукции с учетом производства субъектов малого предпринимательства - 7 - 11%. Основная масса предприятий расположена на северо-западе области. Только в г. Воронеже находится 8 крупных заводов по производству бетонных и железобетонных изделий, стеновых материалов, керамических изделий. В восточных и юго-восточных районах области наблюдается дефицит мощностей промышленности строительных материалов, что обусловливает ввоз необходимых для строительства на их территории изделий и конструкций из других районов и даже соседних областей - Саратовской, Липецкой, Белгородской и др. Это приводит к дополнительным транспортным затратам и, соответственно, увеличению стоимости строительных материалов. На 01.01.2013 общая мощность предприятий по производству цемента составляла 2,2 млн. т, извести - 390 тыс. т, сборного железобетона - 650 тыс. куб. м, мелкоштучных стеновых материалов - 697,8 млн. шт. усл. кирп., нерудных строительных материалов - 11,2 млн. куб. м, теплоизоляционных изделий на основе минерального волокна - 300 тыс. куб. м.

В 2008 - 2009 годах в области ввиду ряда объективных (инвестиционный кризис) и субъективных причин произошло снижение объемов производства некоторых видов строительных материалов по сравнению с 2007 годом: извести - на 37%, сборного железобетона - на 30%, стеновых материалов - на 27%. Однако относительная стабилизация макроэкономической ситуации способствовала формированию и развитию с 2010 года тенденции устойчивого роста выпуска основных видов строительных материалов, изделий и конструкций. Тем не менее, в некоторых случаях качество продукции не в полной мере соответствует современным требованиям капитального строительства. Отчасти это связано с высокой степенью износа основных фондов предприятий - в среднем около 60% по отрасли. Наибольшая степень изношенности оборудования наблюдается в производстве строительного кирпича: силикатного - 73%, керамического - 67%. На некоторых предприятиях отрасли износ оборудования составляет 80% и более. Применение устаревшего оборудования и технологий обусловливает не только недостаточный уровень качества, но и высокую энерго- и ресурсоемкость производства строительных материалов и изделий, что в конечном итоге отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукции.

В настоящее время база строительной индустрии полностью удовлетворяет потребности области (включая дорожное строительство) только в нерудных строительных материалах. По другим видам строительных материалов, изделий и конструкций мощности либо недостаточны, либо отсутствуют вовсе (например, производство стекла, мягких кровельных материалов). Имеющийся дефицит покрывается ввозом необходимой для строительства продукции из соседних регионов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»