3.1.1. Эффективность управления научно-технологическим комплексом зависит от региональных условий, в которых складываются отношения между высшей школой, научными организациями, предприятиями реального и финансового секторов экономики. Для получения теоретически и практически значимых результатов, характеризующих состояние научно-технологического комплекса, в настоящей работе используется теоретико-методологический подход, включающий следующие основные позиции:
1. Состояние и динамика научно-технологического комплекса Воронежской области рассматривается в контексте его развития в регионах страны. Его слабые и сильные стороны оцениваются в рамках российского регионального социально-экономического пространства. Необходимость в таком подходе вытекает из высокого уровня обособленности регионов страны от общемировых научно-технологических процессов и высокого уровня их (регионов) дифференциации по различным параметрам социально-экономического и научно-технологического развития.
2. Одним из существенных требований к формированию информационного массива является выбор временного интервала анализа. Для оценки достаточно длительных процессов, к которым относится развитие научно-технологического комплекса, минимально необходимым является интервал в 8 - 10 лет, обеспечивающий получение индивидом высшего, послевузовского образования, некоторых научных результатов и включение в воспроизводственную систему региона в качестве исследователя, руководителя или исполнителя, выполняющего функции, требующие высшего профессионального образования.
Для анализа показателей развития научно-образовательной деятельности в период с 2000 по 2010 год далее приводятся замеры в периоды выхода из системного кризиса 1990-х годов (2000 год); окончания подъема (2007 год), выхода из кризиса 2008 - 2009 годы (2010 год). Таким образом, анализ осуществлен на 11-летнем временном интервале.
3. В качестве инструментария формирования информационного массива использована виртуальная кластеризация научно-образовательного пространства (теоретические основы заложены И. Манделем, М. Олдендерфером, Р. Блэшфилдом).
Подбор показателей для кластерного анализа осуществлен таким образом, чтобы они характеризовали состояние научно-образовательной системы региона и результаты ее функционирования, реализуемые на выходе из системы и, соответственно, входе в смежные.
4. Институциональная целостность научно-образовательной системы региона может характеризоваться соотношением значений ее показателей в статическом и динамическом плане. В настоящем анализе выделены показатели, представленные в официальной статистике. Расчет произведен по 80 регионам страны; по десяти показателям, характеризующим научно-образовательную деятельность в регионах (таблица 1).
Таблица 1