Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 05.06.2014)

Таблица 10


Деление регионов РФ по трем кластерам (2010 год)

Средние по параметрам

Кластеры

Кластер 1

Кластер 2

Кластер 3

1

0,531553

0,231392

0,154944

2

0,428944

0,196932

0,062836

3

0,419063

0,205530

0,064653

4

0,250616

0,084647

0,044152

5

0,433333

0,113333

0,071837

6

0,439321

0,264841

0,128401

9

0,394626

0,257073

0,100163

10

0,211978

0,442553

0,053203

11

0,168111

0,610052

0,133502

Регионы

4, 6, 16, 35, 39, 40, 52, 63, 64, 66, 67, 68

15, 17, 36, 38, 42, 53

49 регионов

Сумма

3,277546

2,406353

0,813690



Рис. 5. Состояние кластеров инновационного развития по
средним значениям нормированных показателей (2010 год, без
регионов-лидеров, без показателей 7 и 8)

Анализ показывает, что регионы, входившие в период высокой экономической конъюнктуры в состав кластера, идентифицированного в качестве "активного разработчика", преимущественно сохранили положение. Выбыли из состава кластера Владимирская, Волгоградская и Ярославская области, вошли в его состав Иркутская, Омская и Тульская области. Воронежская область занимает в нем прочное положение.

Таким образом, результаты поэтапного кластерного анализа показали, что российские регионы можно разделить на пять отличающихся друг от друга групп, сохраняющих устойчивость при изменении экономической конъюнктуры.

В первую группу входит только г. Москва, отличающаяся значительным развитием по большинству показателей инновационного развития. Кризис ослабил положение столицы как инновационного центра страны. Данную ситуацию следует считать закономерной и оправданной в стратегическом плане, поскольку инновационное развитие необходимо распространять на всю территорию страны.

Вторую группу составляют развитые промышленные регионы: Республика Татарстан, Пермский край, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Челябинская области, г. Санкт-Петербург. Они оказались устойчивыми к кризисным проявлениям и сохранили свои позиции, что свидетельствует о рациональности проводимой в них инновационной политики.

Третья группа включает регионы с относительно высоким уровнем генерирования инноваций ("активные разработчики"). Это - Республика Башкортостан, Краснодарский, Красноярский края, Владимирская, Воронежская, Калужская, Ярославская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская, Новосибирская, Томская области. В 2010 году выбыли из состава кластера Владимирская, Волгоградская и Ярославская области и вошли в его состав Иркутская, Омская и Тульская области. Группа оказалась весьма устойчивой к кризисным проявлениям. Слабой стороной области этой группы в период кризиса и высокой экономической конъюнктуры является производство инновационной продукции. Возможны альтернативные пути развития регионов: внедрение новых разработок и расширение спектра исследований.

Четвертая группа отличается низким уровнем генерирования инноваций, относительно высокой долей инновационной продукции и достаточно развитой промышленностью. Состав группы подвержен влиянию экономической конъюнктуры. Это вполне объяснимо с позиций изменения структуры спроса при переходе от высокой экономической активности к кризису. Регионам данной группы вряд ли есть смысл наращивать объем генерирования инноваций. Полагаем, что ускоренное распространение существующих инноваций, созданных в других регионах страны и за рубежом, является единственно возможной стратегией инновационного развития этих регионов.

Пятая группа - наиболее значительная по числу регионов, имеет низкий и слабо используемый потенциал инновационного развития. Причем и состав группы, и показатели ее развития не подвержены сильным изменениям при изменении экономической конъюнктуры. Рекомендуемая стратегия - формирование инновационных точек роста с целью совершенствования институциональной среды.