Кластеры научно-образовательной деятельности в 2007 году
Показатели | Кластер А | Кластер Б | Кластер В | Кластер Г | Кластер Д |
1 | 1,000000 | 0,168972 | 0,083286 | 0,032869 | 0,012545 |
2 | 1,000000 | 0,195490 | 0,119441 | 0,047864 | 0,017880 |
3 | 1,000000 | 0,204406 | 0,129572 | 0,052090 | 0,020083 |
4 | 1,000000 | 0,458333 | 0,440191 | 0,366239 | 0,246689 |
5 | 1,000000 | 0,272129 | 0,079375 | 0,028866 | 0,014822 |
6 | 1,000000 | 0,234476 | 0,043813 | 0,011793 | 0,004124 |
7 | 1,000000 | 0,143112 | 0,019784 | 0,010023 | 0,004136 |
8 | 1,000000 | 0,195821 | 0,031198 | 0,008389 | 0,003138 |
9 | 1,000000 | 0,558943 | 0,105691 | 0,035730 | 0,011665 |
10 | 0,663780 | 0,498708 | 0,100141 | 0,055170 | 0,017617 |
Сумма значений | 9,663780 | 2,930390 | 1,152494 | 0,649032 | 0,352698 |
Кластер "В", в составе которого сохранилась Воронежская область, количественно увеличился (14 регионов) и несколько изменил свой состав. Из кластера выбыли: республика Удмуртия, Пермский край, Волгоградская область, ухудшившие свои позиции. В состав кластера вошли: Самарская область (выбывшая из кластера "Б"); Краснодарский, Хабаровский, Красноярский края. Состав кластера достаточно стабилен. Тем не менее, можно говорить о появлении ядра кластера и своеобразного "облака", периферии, образуемой регионами, входящими в кластер не во всех расчетных точках.
Относительно сильную позицию кластер занимает по показателю "численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 человек населения" (0,44), по числу используемых передовых производственных технологий сильная позиция утрачена.
Относительно невысокий уровень (до 0,1) сохранился по всем показателям, выделенным в 2000 году: "число образовательных учреждений высшего профессионального образования" (N 1); "численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками" (N 6); "численность исследователей с учеными степенями" (N 7); "внутренние затраты на научные исследования и разработки" (N 8); "число созданных передовых производственных технологий" (N 9).
В целом положение кластера в 2007 году относительно лидера (г. Москва) несколько ухудшилось.
В достаточно благоприятном по экономической конъюнктуре 2010 году произошло выравнивание общего состояния кластеров по совокупности показателей, характеризующих научно-образовательное развитие (таблица 4).