Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 05.06.2014)

5.1. Развитие процессов кластеризации социально-экономического пространства региона


Разработка мер, призванных обеспечить активизацию и повысить эффективность кластерной политики в регионе, должна учитывать цели и задачи, поставленные в программных документах органов государственной власти Воронежской области.

Актуализированный вариант Стратегии социально-экономического развития Воронежской области предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров, включающей кластеры:

- "Индустрия питания" (реализация проектов в сфере производства продуктов питания, оборудования для пищевой промышленности, пищевых ингредиентов, тары и упаковки для пищевых продуктов, в сфере торговли и логистики, исследований, разработок и образования, связанных с пищевой промышленностью, технологическим машиностроением);

- "Агропромышленный комплекс" (реализация проектов в сфере производства сельхозпродукции, продуктов переработки, техники и оборудования для АПК, удобрений и агрохимии, селекционной работы по выведению племенного поголовья, производству семян, исследований и разработок в сфере сельского хозяйства и переработки, образования в данной сфере);

- "Оборонно-промышленный комплекс" (реализация проектов, ориентированных на производство высокотехнологичной машиностроительной продукции);

- "Обеспечение сырьевых отраслей" (реализация проектов, ориентированных на производство оборудования для нефте- и газодобычи и сопутствующих отраслей, переработки нефти и газа, разработку инновационной продукции для крупных вертикально-интегрированных российских нефтегазовых корпораций, независимых добывающих и перерабатывающих компаний);

- "Жилье и строительство" (реализация проектов, ориентированных на обеспечение потребности населения, организаций в жилье, нежилых объектах и товарах для их обустройства);

- "Индустрия здоровья" (реализация проектов, ориентированных на производство лекарственных препаратов, медицинской техники, медицинского оборудования, исследования и образование в сфере медицины и здравоохранения);

- "Знания и информация" (реализация проектов, ориентированных на удовлетворение потребностей населения в получении различного рода информации).

Состав кластеров, учитывая конкурентный потенциал Воронежской области, целесообразно расширить, реализуя меры, обеспечивающие формирование:

- кластера, ядро которого в долгосрочной перспективе составят предприятия добывающей промышленности, ориентированные на освоение и эксплуатацию разведанных в области запасов рудных месторождений;

- транспортно-логистического кластера;

- туристско-рекреационного кластера, в составе основных направлений деятельности которого: санаторно-курортное обслуживание (по широкому спектру лечения, включая инновационные технологии и методы); культурно-познавательный и спортивный туризм; охота и рыболовство.

Повышение эффективности кластерной политики в регионе сопряжено с совершенствованием инструментария государственной поддержки процессов формирования и развития кластеров. В составе основных мер:

1. Расширение перечня задач, реализуемых Центром кластерного развития Воронежской области. В его компетенцию целесообразно ввести:

- обоснование рациональной модели кластерной организации (выбор типа кластера, определение структуры кластера, основных видов его деятельности, связей между участниками);

- проведение маркетинговых исследований для оценки потенциала рынков сбыта конечной продукции кластеров;

- разработка стратегии и программы формирования и развития конкретного кластера, содержащей необходимое экономико-организационное обеспечение государственного управления;

- мобилизация и использование финансовых ресурсов, необходимых для инфраструктурного и научно-методического сопровождения проекта формирования и развития кластера;

- оказание информационно-консультативных услуг участникам кластеров;

- проведение PR-акций по продвижению продукции кластеров на национальный и мировой рынки;

- осуществление мониторинга состояния и результатов процесса кластеризации;

- лоббирование интересов кластера в органах государственной власти федерального и регионального уровней;

- организация переподготовки и повышения квалификации работников (рабочих, специалистов, менеджеров) организаций кластера.

2. Совершенствование практики разработки региональных целевых программ. Такие программы должны включать прогнозно-аналитический и организационно-экономический блоки и содержать:

- цели социально-экономического развития региона, муниципальных образований, с достижением которых связана реализация конкретной кластерной инициативы;

- сферы (отрасли, виды экономической деятельности, территории) реализации кластерной инициативы;

- предпочтительный вариант структуры кластера (состав базовых организаций его ядра и периферии);