Сводный состав показателей для кластеризации регионов
Показатели | Наименование показателей |
1 | Число образовательных учреждений высшего профессионального образования (единиц) <3> |
2 | Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (тыс. чел.) <4> |
3 | Прием студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования (тыс. чел.) |
4 | Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 человек населения (человек) <5> |
5 | Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки (единиц) |
6 | Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (чел.) |
7 | Численность исследователей с учеными степенями (чел.) |
8 | Внутренние затраты на научные исследования и разработки (тыс. рублей) |
9 | Число созданных передовых производственных технологий (ед.) |
10 | Число используемых передовых производственных технологий (ед.) |
11 | Стоимость основных фондов (на конец года; по полной учетной стоимости (млн. рублей)) |
12 | Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.) |
________________
<3> На начало учебного года.
<4> На начало учебного года.
<5> На начало учебного года.
Как показано на рисунке 3, наиболее успешно шло развитие кластера "В2" по "численности студентов на 10000 человек населения" (рост показателя на протяжении всего периода 2000 - 2010 годов); заметно улучшение по "общей численности студентов" и их приему в вузы. Иначе говоря, в регионах кластера "В2" происходит активизация институциональной группы "население".
Рис.
Рис. 3. Динамика показателей научно-образовательного и
ресурсного потенциалов кластера "В2" в период
2000 - 2010 годов
Скачкообразно изменялось положение кластера по числу созданных передовых технологий (рост в период благоприятной экономической конъюнктуры и падение до уровня 2000 года в посткризисный период). Менее выражена, но заметна эта тенденция в изменении численности занятых в экономике.
Явно выражено ухудшение положения кластера "В2" по "стоимости основных фондов" вне зависимости от состояния экономической конъюнктуры.
Выделенные нами в качестве ядра научно-образовательного кластера 10 регионов (Татарстан, Башкортостан; области - Воронежская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Новосибирская, Омская) входят в кластер при всех использованных нами вариантах кластеризации.