Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 05.06.2014)

Таблица 6


Сводный состав показателей для кластеризации регионов

Показатели

Наименование показателей

1

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования (единиц) <3>

2

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (тыс. чел.) <4>

3

Прием студентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования (тыс. чел.)

4

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 человек населения (человек) <5>

5

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки (единиц)

6

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (чел.)

7

Численность исследователей с учеными степенями (чел.)

8

Внутренние затраты на научные исследования и разработки (тыс. рублей)

9

Число созданных передовых производственных технологий (ед.)

10

Число используемых передовых производственных технологий (ед.)

11

Стоимость основных фондов (на конец года; по полной учетной стоимости (млн. рублей))

12

Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.)

     ________________

<3> На начало учебного года.

<4> На начало учебного года.

<5> На начало учебного года.

Как показано на рисунке 3, наиболее успешно шло развитие кластера "В2" по "численности студентов на 10000 человек населения" (рост показателя на протяжении всего периода 2000 - 2010 годов); заметно улучшение по "общей численности студентов" и их приему в вузы. Иначе говоря, в регионах кластера "В2" происходит активизация институциональной группы "население".

Рис.


Рис. 3. Динамика показателей научно-образовательного и
ресурсного потенциалов кластера "В2" в период
2000 - 2010 годов

Скачкообразно изменялось положение кластера по числу созданных передовых технологий (рост в период благоприятной экономической конъюнктуры и падение до уровня 2000 года в посткризисный период). Менее выражена, но заметна эта тенденция в изменении численности занятых в экономике.

Явно выражено ухудшение положения кластера "В2" по "стоимости основных фондов" вне зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

Выделенные нами в качестве ядра научно-образовательного кластера 10 регионов (Татарстан, Башкортостан; области - Воронежская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Новосибирская, Омская) входят в кластер при всех использованных нами вариантах кластеризации.