Недействующий

 
ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2014 года N 124-ПГ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Губернатора Мурманской области от 27.04.2023 N 47-ПГ.
____________________________________________________________________

(в редакции постановления Губернатора Мурманской области от 29.02.2016 N 26-ПГ)


Руководствуясь Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и Методическим инструментарием по применению наставничества на государственной гражданской службе, разработанным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в целях развития института наставничества на государственной гражданской службе Мурманской области постановляю:

1. Утвердить Положение о наставничестве в исполнительных органах государственной власти Мурманской области (прилагается).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Мурманской области разработать положения о наставничестве в органах местного самоуправления Мурманской области.

Врио Губернатора
Мурманской области
М.В.КОВТУН



Утверждено
постановлением
Губернатора Мурманской области
от 21 августа 2014 года N 124-ПГ

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановления Губернатора Мурманской области от 29.02.2016 N 26-ПГ)


 1. Общие положения


1.1. Положение о наставничестве в исполнительных органах государственной власти Мурманской области (далее - Положение) определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества в исполнительных органах государственной власти Мурманской области (далее - государственные органы).

1.2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность наиболее квалифицированных и опытных государственных гражданских служащих (далее - гражданский служащий) государственных органов по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по подготовке к самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.

1.3. Наставничество осуществляется в отношении гражданских служащих, впервые поступивших на гражданскую службу; гражданских служащих, назначенных на иную должность гражданской службы; гражданских служащих, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которых требует назначения наставника; гражданских служащих, изъявивших желание в назначении наставника (по согласованию с руководителем государственного органа); иных лиц по решению руководителя государственного органа.

Наставничество не осуществляется в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "Руководители" высшей и главной групп должностей.

(абзац введен постановлением Губернатора Мурманской области от 29.02.2016 N 26-ПГ)


2. Цели и задачи наставничества


2.1. Целями наставничества являются:

- подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей;

- минимизация периода их адаптации к замещаемой должности;

- помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.

2.2. Задачами наставничества являются:

- сокращение периода профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также оказание помощи в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;

- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество, минимизация ошибок, связанных с самостоятельным исполнением им своих должностных обязанностей;

- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, сокращение срока освоения ими своих должностных обязанностей, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;

- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством о государственной гражданской службе;

- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;

- формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности гражданской службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;

- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе;

- формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе;

- оказание моральной и психологической поддержки лицу, в отношении которого осуществляется наставничество.

2.3. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.


3. Организация наставничества


3.1. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года. Срок наставничества определяется непосредственным руководителем лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в зависимости от степени его профессиональной и должностной подготовки. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

(в ред. постановления Губернатора Мурманской области от 29.02.2016 N 26-ПГ)

3.2. Наставник назначается из числа профессионально компетентных гражданских служащих государственного органа, имеющих высшее профессиональное образование, высокие результаты служебной деятельности, практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, пользующихся авторитетом в коллективе и проявивших способности к воспитательной работе. Наставник должен замещать должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

(в ред. постановления Губернатора Мурманской области от 29.02.2016 N 26-ПГ)

3.3. Наставник назначается не позднее трех рабочих дней со дня назначения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы или начала выполнения им должностных обязанностей, требующих новых профессиональных знаний и практических навыков, в порядке, установленном Положением о порядке прохождения испытания при назначении на должность государственной гражданской службы Мурманской области в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Губернатора Мурманской области от 18.06.2013 N 107-ПГ (далее - Постановление N 107-ПГ).

3.4. Максимальное число закрепленных за одним наставником гражданских служащих одновременно - два человека.

3.5. Замена наставника осуществляется приказом руководителя государственного органа по письменной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:

- в случае увольнения наставника из государственного органа;

- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение государственного органа или на иную должность;

- в случае продолжительной болезни, отпуска или длительной командировки наставника;

- при неисполнении наставником своих обязанностей;

- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.

При этом период осуществления наставничества не изменяется.

3.6. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении несет руководитель данного структурного подразделения, который:

- определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;

- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;

- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества по форме и в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением N 107-ПГ.

3.7. Кадровое подразделение (работник, ответственный за ведение кадровой работы) государственного органа (далее - кадровое подразделение) осуществляет координацию работы по наставничеству, заключающуюся в:

- подготовке проектов правовых актов, сопровождающих процесс наставничества;

- оказании консультационной помощи наставникам в разработке индивидуального плана мероприятий на период наставничества;

- проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников (по форме согласно приложению к Положению);

- устранении трудностей, возникших в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;

- проведении анализа, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.

Кадровое подразделение государственного органа вправе проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.


4. Права и обязанности наставника


4.1. Наставник обязан:

- разработать план мероприятий на период наставничества для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением N 107-ПГ;

- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы государственного органа, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;

- обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;

- оказывать индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов государственного органа, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;

- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

- в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;

- передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

- всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к профессиональной служебной деятельности, коллегам и гражданам, представителям организаций;

- быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;

- проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;

- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;

- периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;

- составить формализованный отчет по итогам наставничества в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением N 107-ПГ.

4.2. Наставник имеет право:

- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;

- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;

- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»