Недействующий

О государственной программе Новгородской области "Улучшение жилищных условий граждан и повышение качества жилищно-коммунальных услуг в Новгородской области на 2014 - 2018 годы и на период до 2021 года" (с изменениями на 29 марта 2019 года)



I. Общая характеристика текущего состояния жилищно-коммунальной сферы, приоритеты и цели государственной политики в указанной сфере


Жилищно-коммунальное хозяйство должно развиваться в целях обеспечения нормативного качества жилищно-коммунальных услуг, повышения надежности и энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры, оптимизации затрат на производство коммунальных ресурсов.


Деятельность организаций коммунального комплекса области характеризуется низким качеством предоставляемых услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.


Износ объектов коммунальной инфраструктуры области составляет 67,5 %. Отслужили нормативный срок и нуждаются в замене 268,5 км (32,0 %) тепловых, 1401, км (55,6 %) водопроводных и 653,2 км (51,1 %) канализационных сетей. Вследствие износа растет количество сбоев и аварий в коммунальных системах, увеличиваются сроки их ликвидации и стоимость ремонтов. Потери тепловой энергии в сетях составляют 13,0 %, утечки и неучтенный расход воды - 29,2 %. Расход энергетических ресурсов коммунальными предприятиями области на 30,0 % превышает европейский уровень.


В области отмечается низкое качество питьевой воды. "Доброкачественную" питьевую воду потребляет менее трети населения области - 29,6 %, в том числе в сельской местности - 6,0 %.


На качество питьевой воды значительное влияние оказывает состояние воды в источниках водоснабжения.


Основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в области являются поверхностные воды, на долю которых приходится около 80,0 % общего объема водопотребления, а также подземные воды (около 20,0 %).


Поверхностные водные источники области загрязнены, поскольку используются не только для забора воды, но и как приемники хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых стоков. Воды рек Волхов, Мста, Перетна, Ловать, Шелонь, Малая Вишера и др. характеризуются высокой цветностью, большим количеством органических веществ гумусового происхождения, низкой минерализацией, высокой бактериальной загрязненностью и по ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения" относятся ко 2 и 3 классу - к загрязненным и умеренно загрязненным. Вода из поверхностных водоемов перед подачей населению требует проведения полного комплекса очистки (коагулирование, отстаивание, фильтрация, обеззараживание).


Суммарная установленная производственная мощность водопроводов области составляет 360 тыс. куб. м в сутки. В 2012 году отпуск воды потребителям составил 50,1 млн. куб. м, в том числе 35,0 млн. куб. м населению и бюджетным организациям. Объем потребления воды в расчете на 1 человека - 140,9 литров в сутки.


Образующаяся в результате использования населением и отраслями промышленности отработанная вода отводится в природные водные объекты, накопители, на рельеф местности, в выгреба.


Для очистки сточных вод в Новгородской области функционируют 172 очистных сооружения общей мощностью 199,78 млн. куб. м в год, большинство из которых не обеспечивают нормативную очистку и не соответствуют объему сточных вод. В проектном режиме работают только биологические очистные сооружения городов Боровичи, Старая Русса, Чудово, Пестово, Великий Новгород.


Для решения накопившихся в сфере водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) области проблем требуются значительные финансовые ресурсы. Для решения первоочередных проблем ВКХ области требуется порядка 11,4 млрд. рублей и более 1,5 млрд. рублей необходимо для решения первоочередных проблем ВКХ Великого Новгорода.


Уровень газификации жилищного фонда области природным газом составляет 54,8 %, в городских поселениях - 71,9 %, в сельской местности - менее 17,3 %. Газифицирован областной центр и 84 населенных пункта в 12 районах области. В связи с низким уровнем газификации области и использованием для производства тепловой энергии преимущественно привозного топлива (уголь, мазут) теплоэнергетика области характеризуется высокой себестоимостью тепла. Негативно низкий уровень газификации влияет и на инвестиционную привлекательность области.


Энергосистема области - энергодефицитна. Дефицит электрической мощности (3,040 млрд. кВт/ч) покрывается за счет перетоков электроэнергии из смежных энергосистем (Ленинградской, Псковской, Тверской, Вологодской областей). При этом область располагает значительным количеством местных топливно-энергетических ресурсов в виде древесины, торфа, горючих отходов деревообработки, переработки сельскохозяйственной продукции, а также бытового мусора для дополнительной выработки тепловой и электрической энергии.


Приоритеты и цели государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Стратегическая цель государственной политики в жилищно-коммунальной сфере на период до 2020 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.