По состоянию на 1 января 2013 года численность населения Новгородской области составляет 629,7 тыс. человек, из них 201,5 тыс. пенсионеров, в том числе 167,2 тыс. человек - старше трудоспособного возраста, что составляет около 1/3 и 1/4 общей численности населения области соответственно. При этом доля пенсионеров и лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения области постоянно увеличивается.
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан направлено на поддержание и повышение уровня их денежных доходов в связи с особыми заслугами перед государством, утратой трудоспособности и тяжестью вреда, нанесенного здоровью, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, определенные законодательством, включают меры социальной поддержки в денежной форме, натуральной форме, в форме льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также в виде предоставления услуг.
Расходные обязательства, связанные с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансируются из федерального и областного бюджетов.
В 2012 году на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Новгородской области было израсходовано 22831,05 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации и привлеченных внебюджетных средств. За счет средств областного бюджета субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили более 9,0 тыс. семей, проживающих на территории области, в общей сумме более 97,0 млн. рублей.
Государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи получили около 10,0 тыс. малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан в общей сумме 4,3 млн. рублей, социальная поддержка в виде денежных выплат оказана около 4,5 тыс. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в общей сумме 14,3 млн. рублей (в 2011 году помощь получили около 16,3 тыс. граждан в общей сумме 16,6 млн. рублей, в 2010 году - 20,5 тыс. граждан в общей сумме 15,3 млн. рублей). При этом государственная социальная помощь и социальная поддержка предоставлялись наименее обеспеченным гражданам, в том числе благодаря адресному подходу и механизму проверки нуждаемости.
С 2013 года на территории области в действие введена система предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта.
Технология социального контракта предусматривает активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации, более полную реализацию трудового потенциала семьи. Получатели государственной социальной помощи, выполняя условия программы социальной адаптации, предусмотренной социальным контрактом, выходят на более высокий уровень жизни за счет получения постоянных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, ослабевают иждивенческие мотивы поведения.
Вместе с тем система социальной поддержки отдельных категорий граждан требует дальнейшего совершенствования и развития, в том числе по:
усилению адресного подхода оказания помощи нуждающимся гражданам и внедрению механизма проверки нуждаемости в социальной поддержке;
усилению помощи наиболее социально уязвимым категориям граждан (одинокие пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации);
оказанию дополнительной помощи нуждающимся гражданам сверх гарантируемого государством уровня помощи для усиления адресности социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
оказанию срочной социальной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам и другим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, организациями социального обслуживания;
проведению регулярного мониторинга социально-экономического положения наиболее социально уязвимых категорий граждан;