Налоговая политика трехлетнего периода, так же как и предыдущих лет, должна быть направлена на проведение целенаправленной и эффективной работы с федеральными, областными и местными администраторами доходов областного бюджета с целью выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости налогов, сокращения недоимки, усиления налоговой дисциплины.
Продолжится работа по координации действий органов исполнительной власти Владимирской области, федеральных служб и органов местного самоуправления по борьбе с "теневыми оборотами" в экономике, выявлению и пресечению нелегальной выплаты заработной платы путем:
- проведения индивидуальной работы на заседаниях межведомственных комиссий (координационных советов), созданных в Управлении Федеральной налоговой службы по Владимирской области и в органах местного самоуправления, с организациями, средняя заработная плата которых ниже среднеотраслевого уровня;
- проведения информационной работы через средства массовой информации, телевидение, местные радиоканалы;
- проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах предприятий о последствиях сокрытия доходов - отсутствие для работников социальных гарантий (отпусков, больничных пособий, пенсионного обеспечения);
- установления телефонов горячей линии для сообщения жителями области о недобросовестных работодателях.
Проблемы с недополучением налога на доходы физических лиц из-за применения работодателями "конвертных выплат" заработной платы своим работникам возникают во всех регионах.
Основной причиной нарушения законодательства, как считают эксперты, явилось повышение ставки по страховым взносам во внебюджетные фонды с 26% до 34%. Для малого бизнеса ставки по страховым взносам являлись неподъемными. И они в итоге начали платить сотрудникам "черную" зарплату.
Несмотря на то, что ставки страховых взносов снизились с 34% до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20%, многие работодатели так и не вывели заработную плату из "тени" и продолжают выплачивать ее в "конвертах".
Исходя из численности работающих (по налоговой отчетности) и средней заработной платы (по отчету статистики) налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц в области используется только на 56%, остальные 44% остаются в "тени".
С целью совершенствования административных механизмов, направленных на легализацию "теневой" заработной платы, по инициативе регионов Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях будет предусмотрена ответственность не только в размерах штрафных санкций, но и в виде приостановки деятельности на три месяца. За сокрытие истинных доходов работников работодателям будет налагаться штраф в размере 20 тыс. рублей.
В настоящее время для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение трудового законодательства предусмотрены штрафные санкции в размерах от 1 до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц - от 30 до 50 тыс. рублей. Кроме того, работа организации может быть вообще приостановлена сроком на 90 дней.
Действующее законодательство предусматривает ответственность, которая распространяется на физических лиц за неуплату налогов. Ведь законодательство обязывает людей декларировать свои доходы и уплачивать налог на доходы физических лиц в бюджет.
Фактически, если работодатель не перечислил 13% налога на доходы физических лиц, это не освобождает работника от ответственности. Максимальное наказание за такое нарушение для физического лица согласно Налоговому кодексу Российской Федерации - штраф от 200 до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на три года, в случае если долг по уплате налога на доходы физических лиц числится в особо крупном размере: более трех миллионов рублей за три финансовых года.
Для работодателей за применение "серых" выплат заработной платы предусмотрена ответственность еще серьезнее.
Зарплаты "в конвертах" не облагаются ни налогами, ни страховыми взносами, поэтому ответственность за такие факты может наступить именно в отношении неуплаты обязательных платежей. Это взыскание суммы налога на доходы физических лиц, пеней за просрочку уплаты налога и штраф в размере 20 - 40% от суммы налога. В случае если за три года работодатель не выплатил больше 2 миллионов рублей, ему грозит уголовная ответственность - до шести лет лишения свободы.
При проведении работы по совершенствованию налогового администрирования как одного из основных направлений налоговой политики особое внимание уделяется консолидированным группам налогоплательщиков (далее - КГН).
В 2013 году в налоговых органах Владимирской области зарегистрировано 6 консолидированных групп налогоплательщиков. Объединение крупных налогоплательщиков произошло в нефтегазовом секторе (ОАО "Газпром", ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", ОАО "Нефтяная компания "Лукойл-Информ"), атомной промышленности (ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс") и связи (ЗАО "Мегафон-Интернэшнл", ОАО "РТКомм.РУ").
С 01 января 2014 года в перечень КГН, действующих на территории области, внесены изменения.
Создана группа с ответственным участником ЗАО "Торговый дом "Перекресток", в которую вошли 7 плательщиков области.
ОАО "КМЗ" вошло в состав КГН с ответственным участником - ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс".
С 01 января 2014 года расторгнут договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков между ОАО "РТКомм. РУ" и ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Из состава КГН с ответственным участником ОАО "АК "Транснефть" вышли филиалы 3 организаций (ОАО "Верхневолжскнефтепровод", ООО "Балттранснефтепродукт", ОАО "Рязаньтранснефтепродукт").
Существенным недостатком действующего режима КГН является сложность прогнозирования доходов от участников КГН, осуществляющих свою деятельность на территории Владимирской области, а также возможность неожиданного снижения доходов бюджета области в случае получения крупных убытков налогоплательщиками в других регионах.
Поступления налога на прибыль участников консолидированных групп налогоплательщиков в 2013 году снизились по сравнению с 2012 годом у ОАО "Газпром", ОАО "АК Транснефть", ОАО "РТКомм.РУ".
Сумма потерь бюджета Владимирской области по налогу на прибыль организаций по участникам указанных консолидированных групп составила 202 млн. рублей.
На федеральном уровне для консолидированных групп налогоплательщиков предполагается разработать и установить порядок раскрытия органам государственной власти субъектов Российской Федерации информации о прибыли, убытке, налоговой базе по налогу на прибыль организаций по каждому участнику группы.
Эта информация должна представляться в налоговый орган ответственным участником вместе с представлением налоговой декларации по консолидированной группе.