Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ДРУГИХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

3.4. Оптимизация налоговых расходов областного бюджета


Итоги 2013 года показали, что рост ВРП области сохраняется. Индекс физического объема ВРП составил 103,1% к уровню 2012 года.

Таким образом, можно сделать вывод: экономика области продолжает двигаться вперед.

Но для преодоления возможной стагнации необходимо прежде всего наращивание объема привлечения инвестиций на модернизацию существующих и создание новых производств.

В области продолжается формирование механизмов, нацеленных на привлечение инвестиций и создание нормативно-правовой базы для широкого внедрения принципов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП): утверждена Концепция развития, начата работа по пилотным проектам ГЧП. Это оправдано и отвечает приоритетам государственной политики.

Создание стимулов для инвестиционной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации остаются основными приоритетами налоговой политики Владимирской области.

Налоговое стимулирование организаций Владимирской области проводится как на федеральном, так и на областном и местном уровнях по следующим направлениям: предоставление льгот, преференций, субсидий из областного бюджета, внедрение Стандартов инвестиционной деятельности, создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса.

Среди основных федеральных налоговых льгот и преференций, направленных на стимулирование экономического развития, выделяются амортизационная премия по налогу на прибыль организаций и исключение из объекта обложения налогом вновь вводимого с 01 января 2013 года движимого имущества организаций. Использование организациями этих стимулов позволяет снизить их затраты, связанные с инвестициями в новое оборудование.

Налоговое стимулирование инвесторов на областном уровне осуществляется в виде установления пониженной ставки налога на прибыль и освобождения от уплаты налога на имущество, созданного и приобретенного, а также реконструированного и введенного в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционного проекта. Такая государственная поддержка позволяет организациям развиваться, увеличивает их возможности дальнейшего обновления основных фондов за счет бюджетных средств, полученных в результате льготного налогообложения.

Налоговая политика области направлена на дальнейшую поддержку инвестиционной деятельности. Более того, в рамках государственной программы "Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014 - 2018 годы" предполагается создать ряд долгосрочных стимулирующих механизмов (предоставление бюджетных инвестиций, государственных гарантий, субсидий), которые должны способствовать реализации новых инвестиционных проектов в области.

Предприятия среднего и малого бизнеса нуждаются в серьезной экономической и финансовой поддержке и в первую очередь в области налогообложения.

Налоговое стимулирование малых и средних предприятий осуществляется в форме разрешения перехода на упрощенную систему налогообложения. В этом случае, кроме упрощения системы учета и отчетности, предприятиям существенно понижается налоговая нагрузка путем замены ряда налогов единым налогом, ставка которого значительно ниже налога на прибыль, который данные налогоплательщики перестают платить в числе других отмененных налогов.

В целях поддержки малого и среднего предпринимательства законом области для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, снижены налоговые ставки по отдельным видам экономической деятельности: по сельскому хозяйству - с 15 до 5%; организациям обрабатывающего производства - с 15 до 10%; учреждениям здравоохранения и предоставления социальных услуг - с 15 до 8%.

Поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается и органами местного самоуправления, которые устанавливают понижающие коэффициенты для расчета единого налога на вмененный доход налогоплательщикам, оказывающим бытовые услуги населению; услуги общественного питания в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания; предприятиям розничной торговли товарами детского ассортимента, что снижает для этих категорий налогоплательщиков размер уплачиваемого налога на 20 - 60%.

Объем льгот и преференций или "налоговых расходов" областного бюджета за 2015 год оценочно составит 5336,1 млн. рублей, из них установленные федеральным законодательством - 4097,9 млн. рублей, областным законодательством - 1238,2 млн. рублей (таблица 5).

Таблица 5


Налоговые расходы областного бюджета в 2014 - 2015 годах


млн. рублей

Показатели

2014 год

2015 год

Всего

Установлены федеральным законодательством

Установлены областным законодательством

Всего

Установлены федеральным законодательством

Установлены областным законодательством

Налоговые льготы, всего

2637,2

1457,9

1179,3

2769,0

1530,8

1238,2

В том числе:

налог на прибыль

284,3

284,3

298,5

298,5

налог на имущество организаций

2220,8

1449,3

771,5

2331,8

1521,8

810,0

транспортный налог

129,6

6,0

123,6

136,0

6,3

129,7

Налоговые вычеты

1949,7

1949,7

2047,1

2047,1

Налоговые преференции

495,2

495,2

520,0

520,0

ВСЕГО

5082,1

3902,8

1179,3

5336,1

4097,9

1238,2


В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов налоговая политика области направлена на поддержку только тех предприятий, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения прибыли, объема выпуска и реализации произведенной продукции, фонда оплаты труда.

Такие предприятия обеспечат в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.

В повышении доходов бюджета важное место отводится оптимизации налоговых льгот. Федеральным законодательством предусмотрена поэтапная отмена наиболее крупных налоговых льгот и преференций. По земельному налогу расширен перечень объектов налогообложения, по налогу на имущество организаций постепенно увеличатся ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и других сооружений.

В связи с этим потребуется проведение анализа обоснованности и эффективности предоставляемых льгот по региональным и местным налогам и оценки выпадающих доходов по этим налогам.

На федеральном уровне планируется разработка методики оценки эффективности налоговых льгот по региональным и местным налогам, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы Российской Федерации создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преференций.

Планируется, что обновление и актуализация перечня налоговых льгот будет проводиться ежегодно.

На федеральном уровне в 2015 - 2017 годах будет продолжена работа по оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам в целях децентрализации полномочий между уровнями власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

При этом предполагается в рамках реализации налоговой политики установить правило, в соответствии с которым принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением "источника" для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот (возможно, с заменой на аналогичный объем налоговых расходов).