Итоги 2013 года показали, что рост ВРП области сохраняется. Индекс физического объема ВРП составил 103,1% к уровню 2012 года.
Таким образом, можно сделать вывод: экономика области продолжает двигаться вперед.
Но для преодоления возможной стагнации необходимо прежде всего наращивание объема привлечения инвестиций на модернизацию существующих и создание новых производств.
В области продолжается формирование механизмов, нацеленных на привлечение инвестиций и создание нормативно-правовой базы для широкого внедрения принципов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП): утверждена Концепция развития, начата работа по пилотным проектам ГЧП. Это оправдано и отвечает приоритетам государственной политики.
Создание стимулов для инвестиционной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации остаются основными приоритетами налоговой политики Владимирской области.
Налоговое стимулирование организаций Владимирской области проводится как на федеральном, так и на областном и местном уровнях по следующим направлениям: предоставление льгот, преференций, субсидий из областного бюджета, внедрение Стандартов инвестиционной деятельности, создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса.
Среди основных федеральных налоговых льгот и преференций, направленных на стимулирование экономического развития, выделяются амортизационная премия по налогу на прибыль организаций и исключение из объекта обложения налогом вновь вводимого с 01 января 2013 года движимого имущества организаций. Использование организациями этих стимулов позволяет снизить их затраты, связанные с инвестициями в новое оборудование.
Налоговое стимулирование инвесторов на областном уровне осуществляется в виде установления пониженной ставки налога на прибыль и освобождения от уплаты налога на имущество, созданного и приобретенного, а также реконструированного и введенного в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционного проекта. Такая государственная поддержка позволяет организациям развиваться, увеличивает их возможности дальнейшего обновления основных фондов за счет бюджетных средств, полученных в результате льготного налогообложения.
Налоговая политика области направлена на дальнейшую поддержку инвестиционной деятельности. Более того, в рамках государственной программы "Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014 - 2018 годы" предполагается создать ряд долгосрочных стимулирующих механизмов (предоставление бюджетных инвестиций, государственных гарантий, субсидий), которые должны способствовать реализации новых инвестиционных проектов в области.
Предприятия среднего и малого бизнеса нуждаются в серьезной экономической и финансовой поддержке и в первую очередь в области налогообложения.
Налоговое стимулирование малых и средних предприятий осуществляется в форме разрешения перехода на упрощенную систему налогообложения. В этом случае, кроме упрощения системы учета и отчетности, предприятиям существенно понижается налоговая нагрузка путем замены ряда налогов единым налогом, ставка которого значительно ниже налога на прибыль, который данные налогоплательщики перестают платить в числе других отмененных налогов.
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства законом области для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, снижены налоговые ставки по отдельным видам экономической деятельности: по сельскому хозяйству - с 15 до 5%; организациям обрабатывающего производства - с 15 до 10%; учреждениям здравоохранения и предоставления социальных услуг - с 15 до 8%.
Поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается и органами местного самоуправления, которые устанавливают понижающие коэффициенты для расчета единого налога на вмененный доход налогоплательщикам, оказывающим бытовые услуги населению; услуги общественного питания в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания; предприятиям розничной торговли товарами детского ассортимента, что снижает для этих категорий налогоплательщиков размер уплачиваемого налога на 20 - 60%.
Объем льгот и преференций или "налоговых расходов" областного бюджета за 2015 год оценочно составит 5336,1 млн. рублей, из них установленные федеральным законодательством - 4097,9 млн. рублей, областным законодательством - 1238,2 млн. рублей (таблица 5).
Таблица 5
Налоговые расходы областного бюджета в 2014 - 2015 годах
млн. рублей
Показатели | 2014 год | 2015 год | ||||
Всего | Установлены федеральным законодательством | Установлены областным законодательством | Всего | Установлены федеральным законодательством | Установлены областным законодательством | |
Налоговые льготы, всего | 2637,2 | 1457,9 | 1179,3 | 2769,0 | 1530,8 | 1238,2 |
В том числе: | ||||||
налог на прибыль | 284,3 | 284,3 | 298,5 | 298,5 | ||
налог на имущество организаций | 2220,8 | 1449,3 | 771,5 | 2331,8 | 1521,8 | 810,0 |
транспортный налог | 129,6 | 6,0 | 123,6 | 136,0 | 6,3 | 129,7 |
Налоговые вычеты | 1949,7 | 1949,7 | 2047,1 | 2047,1 | ||
Налоговые преференции | 495,2 | 495,2 | 520,0 | 520,0 | ||
ВСЕГО | 5082,1 | 3902,8 | 1179,3 | 5336,1 | 4097,9 | 1238,2 |
В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов налоговая политика области направлена на поддержку только тех предприятий, которые, использовав государственную поддержку и одновременно осуществив на ее основе комплекс организационно-технических мероприятий, способны добиться увеличения прибыли, объема выпуска и реализации произведенной продукции, фонда оплаты труда.
Такие предприятия обеспечат в дальнейшем наращивание поступлений в бюджет в объеме, превосходящем размер оказанной государственной поддержки.
В повышении доходов бюджета важное место отводится оптимизации налоговых льгот. Федеральным законодательством предусмотрена поэтапная отмена наиболее крупных налоговых льгот и преференций. По земельному налогу расширен перечень объектов налогообложения, по налогу на имущество организаций постепенно увеличатся ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и других сооружений.
В связи с этим потребуется проведение анализа обоснованности и эффективности предоставляемых льгот по региональным и местным налогам и оценки выпадающих доходов по этим налогам.
На федеральном уровне планируется разработка методики оценки эффективности налоговых льгот по региональным и местным налогам, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы Российской Федерации создание благоприятных условий для инвестирования, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преференций.
Планируется, что обновление и актуализация перечня налоговых льгот будет проводиться ежегодно.
На федеральном уровне в 2015 - 2017 годах будет продолжена работа по оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам в целях децентрализации полномочий между уровнями власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
При этом предполагается в рамках реализации налоговой политики установить правило, в соответствии с которым принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением "источника" для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот (возможно, с заменой на аналогичный объем налоговых расходов).